Защита прав интеллектуальной собственности
Бизнес в Китае: регистрация торговой марки
Существует широко распространенное заблуждение, что интеллектуальная собственность в КНР никак не защищена и для штамповки контрафакта не просто нет юридических препятствий, а практика, мягко говоря, безвозмездного заимствования чужих технологий и торговых марок возведена в ранг чуть ли не государственной политики. На самом деле Китай с самого начала 2000-х годов серьезно и плодотворно борется с этим пагубным явлением, работая, без сомнения, на повышение престижности национальной экономики в целом. Китай является стороной многих международных конвенций по вопросам стандартизации общих процедур и условий международной защиты торговых марок, таких как: "Мадридские правила международной регистрации марок" и "Парижская конвенция о защите интеллектуальной собственности».
Сегодня защита интеллектуальной собственности в Китае находится на уровне не ниже, а в некоторых смыслах более эффективна, чем в странах Европы. Например, в крупных промышленных районах действуют сетевые центры Промышленно-торговой палаты и передвижные лаборатории, основной задачей которых является борьба с контрафактом. А общеизвестная суровость китайского законодательства распространяется и на нарушителей прав владельцев торговых марок (ТМ).
В соответствие с Законом КНР «О торговых марках» физические и юридические лица вправе зарегистрировать ТМ в отношении товаров, которые они самостоятельно производят, изготавливают, перерабатывают, или предоставляемых ими услуг.
При регистрации торговой марки в КНР необходимо обратиться с заявлением, заверенным основной печатью заявителя, в Управление по торговым маркам Главного управления промышленно-торговой администрации КНР, приложив следующие документы:
1. Графическое изображение торговой марки в шести экземплярах (один экземпляр прикрепляется на оборотной стороне заявления). Изображения должны быть четкими, их размер не должен быть менее 5 см или более 10 см. Для цветных торговых марок предоставляется цветное графическое изображение в шести экземплярах (один из которых прикрепляется на оборотной стороне заявления), а также черно-белое изображение в одном экземпляре.
2. Копия Свидетельства о праве хозяйственной деятельности (свидетельства о регистрации юридического лица)
3. Доверенность, выданная заявителем в адрес агентской структуры.
В заявлении должны быть указаны класс и конкретные товарные группы (в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), на которые будет распространяться защита торговой марки.
В случае успешной регистрации ваша марка (имя) станет вашей интеллектуальной собственностью (под выбранной вами категорией). Например, "Ресторан Красный Петух" в Шеньчжене зарегистрировал свою торговую марку под категорией "рестораны" для использования в Китае. Это не будет означать, что использование аналогичной торговой марки спичек "Спички Красный Петух" будет считаться нарушением прав владельца первой торговой марки, т.к. категория, под которой зарегистрирована вторая марка "воспламеняющиеся материалы и светящиеся материалы" - иная. И в этом есть здравый смысл и справедливость.
Для регистрации в качестве торговой марки могут быть использованы текстовые и графические изображения, включая слова, буквы алфавита, числительные, трехмерные изображения, комбинации цветов или сочетания вышеуказанных компонентов. Кроме того, знак должен иметь отличительные характеристики, позволяющие идентифицировать представляемые им товары и услуги, а также не иметь препятствий для регистрации в виде ранее зарегистрированных аналогичных торговых марок.
В некоторых случаях ТМ не может быть зарегистрирована. Например, когда несет на себе символику государства и некоторых крупных международных организаций. Запрещено использование общеизвестных географических названий и непристойных слов и символов, а также торговых марок:
1. состоящих только из общепринятого наименования, изображения или обозначения данного товара (общепринятый знак);
2. непосредственно указывающих только на качество, основные компоненты, использование, вес, количество или иные характеристики товара (описательный знак);
3. лишенных отличительных характеристик и в некоторых других случаях.
Порядок регистрации торгового знака в Китае мало чем отличается от европейского, и проходит в несколько этапов:
1. Проверка торговой марки
Она осуществляется по базе данных Управления по торговым маркам. Основная цель такой проверки состоит в выявлении среди ранее зарегистрированных или тех, которые еще не легализованы, но по которым есть заявление и ведется экспертиза, торговых марок идентичных, сходных до степени смешения. Проверка хотя и рекомендуется, однако является полностью добровольной, а предоставляемая по ее результатам информация носит только ознакомительный характер, не имеет правовой силы.
2. Первичная регистрация
После подачи заявления и всех необходимых документов в 15-дневный срок Управление по торговым маркам обязано выдать заявителю: либо мотивированный отказ в регистрации, либо уведомление о приеме заявления к рассмотрению, а также дать публичное объявление. С этого момента ТМ может быть использована, но еще не защищена юридически. Публикация объявления о приеме торговой марки к регистрации осуществляется в бюллетене и на сайте Управления по торговым маркам Главного управления Промышленно-торговой администрации для того, чтобы лица, права интеллектуальной собственности которых могут быть нарушены, имели возможность подать протест. В соответствии с ст. 21 Норм и правил применения Закона КНР «О торговых марках» в случае если торговая марка может быть зарегистрирована только в отношении части товаров и услуг, Управление по торговым маркам вправе принять заявление о регистрации торговой марки в отношении части товаров. Управление обязано в письменной форме уведомить заявителя об отказе в регистрации торговой марки на те товары, в отношении которых торговая марка не может быть зарегистрирована, и разъяснить причины своего решения. При отказе или частичном отказе в регистрации ТМ заявитель вправе обратиться в Экспертную комиссию по торговым маркам Главного управления промышленно-торговой администрации КНР для повторного рассмотрения заявления.
3. Получение Свидетельства о регистрации ТМ
При отсутствии необходимости предоставления дополнительных материалов и иных препятствий к регистрации срок получения Свидетельства о регистрации торговой марки составляет около 2 лет. Срок его действия - 10 лет. Отсчет начинается со дня утверждения и выдачи свидетельства. При необходимости продления Свидетельства необходимо за 6 месяцев до истечения срока действия подать заявление о его пролонгации, в противном случае оно может быть аннулировано.
Мы настоятельно рекомендуем подумать о регистрации Вашего торгового знака в Китае еще до того, как Вы начнете вести здесь активную хозяйственную деятельность. Дело в том, что факт регистрации компании с соответствующим названием в КНР не является достаточным основанием для защиты торговой марки с тем же наименованием. Не поможет Вам и торговая марка, зарегистрированная в другой стране, если Вы вовремя (в течение 6 месяцев) не заявите свои права на ее преимущественное использование в КНР. Исключение составляют только мировые бренды и торговые знаки, как это написано в Законе, «известные определенной части общественности в Китае». А эту известность еще надо доказать. И не сомневайтесь, в огромном Китае обязательно найдутся мошенники, которые не преминут воспользоваться Вашей невнимательностью, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.
Особо изощренным способом нарушения прав интеллектуальной собственности в Китае является регистрация Вашего торгового знака Вашим же контрагентом или даже партнером по СП так сказать «втихаря», на основании приоритета в использовании данного торгового знака, предоставляемого законом лицу, первому, подавшему соответствующее заявление в Палату торговых марок КНР.
Для того чтобы избежать этой и подобных неприятностей, отслеживать и вовремя реагировать на все случаи нарушения Ваших прав (не только интеллектуальных) в Китае, а также решать проблемы, если они не дай Бог возникнут, разумнее всего воспользоваться услугами профессиональных юристов, имеющих соответствующий опыт и практику работы в Китае.
Как осуществляется защита ТМ при экспортно-импортных операциях в КНР?
Защита прав интеллектуальной собственности при экспорте-импорте осуществляется в соответствии с Нормами и правилами «О таможенной защите прав интеллектуальной собственности». В соответствии со ст. 12 этого законодательного акта правообладатель вправе обратиться в таможенные органы с заявлением о задержании экспорта или импорта продукции, которая может являться контрафактной и нарушать его права. После задержания товаров проводится экспертиза на предмет установления факта нарушения прав интеллектуальной собственности; в случае признания продукции контрафактной она должна быть конфискована таможенными органами; при наличии состава преступления материалы дела передаются в органы общественной безопасности. Кроме того, в случае если таможенные органы самостоятельно обнаружат потенциальное нарушение прав интеллектуальной собственности при экспорте и импорте, они должны незамедлительно уведомить правообладателя.
В КНР борьбу с контрафактной продукцией осуществляют органы Промышленно-торговой администрации. Когда правообладателю или заинтересованному лицу стало известно о нарушении прав в отношении торговой марки, то он вправе подать жалобу в управление Промышленно-торговой администрации не ниже уездного уровня по месту нарушения.
Дополнительным плюсом Промышленно-торговой администрации является широкое распространение сети управлений данной структуры на местах, включающей управления, подразделения, рабочие станции и передвижные рабочие станции, которые осуществляют проверку фактов нарушения прав интеллектуальной собственности на местах и контролируют выполнение принятых управлением решений.
Особенностями разбирательства посредством управления Промышленно-торговой администрации является оперативность и простота процедуры. В случае наличия факта нарушения прав интеллектуальной собственности управление обязано вынести предписание о прекращении нарушения прав, конфисковать и уничтожить контрафактную продукцию, а также наложить административное взыскание на нарушителя. Органы Промышленно-торговой администрации могут установить сумму компенсации, подлежащей к взысканию с нарушителя в пользу правообладателя, но только в порядке согласования между сторонами, поэтому для получения компенсации необходимо обратиться в народный суд.
Зачем регистрировать торговую марку в Китае, если я уже зарегистрировал ее у себя в стране?
Существуют критерии, по которым определяется, подлежит ли торговая марка международной защите. Они сводятся к тому, можете ли вы подтвердить, что ваш бизнес осуществляется более чем в пяти странах и, следовательно, торговая марка или фирма воспринимается как международный символ. Однако тот факт, что вы, например, зарегистрировали вашу марку "Рестораны Красный Петух" в Техасе, не дает вам право требовать запрещения использования марки "Рестораны Красный Петух" в Шеньчжене до тех пор, пока вы не сможете доказать, что ваш "Красный Петух" есть международная сеть ресторанов, и что ваш оппонент получает незаконные доходы от использования вашего имени. Даже в таком случае вам было бы лучше зарегистрировать ваше имя в каждой стране, где ваши товары или услуги продаются под вашей маркой. Для международных торговых марок существует процедура "Приоритетной регистрации", которая позволяет обратиться с заявлением о регистрации марки в другой стране в течение шести месяцев после того, как вы уже зарегистрировали эту марку каком-либо месте. И процедуры по регистрации любой торговой марки, которая не была ранее зарегистрирована где-либо, имеющие место в Китае, будут автоматически прекращены, если будет получено приоритетное заявление о регистрации такой же торговой марки, зарегистрированной в другой стране в течение шести месяцев до данного обращения.
Можно ли зарегистрировать только имя?
Да, но, строго говоря, имя будет существовать как определенный дизайн или марка. Обычно в торговую марку включают имя вместе с логотипом и регистрируют их вместе. "Я зарегистрировал компанию в Шанхае, является ли ее имя защищенным?" Нет. Торгово-промышленная администрация, которая занимается регистрацией хозяйственных единиц, регистрирует наименования компаний и других хозяйственных единиц (и только наименования) на региональном уровне. Хозяйственные единицы в Китае всегда регистрируются под наименованиями, включающими в себя месторасположение единицы как часть ее официального имени.
Более подробную информацию, бесплатную консультацию или практический совет можно получить по телефону в Москве
- Берлин +49 30 24724252
- Москва +7 (495) 023-30-49
- Санкт-Петербург +7 931 3372795
- Лондон +44 203 807 20 99
- Париж +33 14 7430883
- Никосия +357 22377311
- Нью-Йорк +1 347 4509922
- Гонконг +852 28910030
- Рига +371 28455799
- Киев +380 96 1892877
- Люксембург +49 171 4139820
- Шанхай +852 61483894