Любая экспортная операция, по сути, состоит из двух аспектов: таможенного оформления и собственно движения товара (доставки груза, включая сюда его страхование
Таможня в Китае начинается с Вашего контракта. Именно в нем содержится пункт о документах, представляемых поставщиком вместе с товаром. Этот момент должен быть прописан максимально подробно, т.е. каждый пункт - будь то сертификат или накладная - должны иметь свое точное название (причем, как в русском, так и в английском вариантах). В противном случае Ваш китайский партнер этот документ не предоставит, а на российской таможне неизбежно возникнут проблемы. К примеру, если Вы пишете «сертификат соответствия», то для китайской стороны это будет скорее всего “certificate of origin”, так называемая «форма А», но это по сути сертификат происхождения, а не соответствия, а на нашей таможне требуют тот и другой и т.д.
Но самые главные проблемы обычно возникают во время так называемой «растаможки» уже на Родине. Например, когда Вы представите документы (совершенно «чистые»), где черным по белому будет указана цена, по который Вы закупили товар с китайского завода, ее (цену) могут поднять до уровня среднерыночной, т.е. произвести корректировку таможенной стоимости (КТС), благодаря чему налоги возрастут в разы…
Этих и других подобных проблем можно избежать, воспользовавшись услугами компании West Union, имеющей многолетний опыт работы в области транспортной логистики и таможенного сопровождения грузов, подкрепленный партнерскими отношениями с крупнейшими китайскими и международными компаниями-перевозчиками.
Для удобства наших клиентов мы предлагаем выбрать один из следующих четырех вариантов сотрудничества:
Грамотное оформление товарно-транспортных и таможенных документов является залогом успеха любой импортно-экспортной операции, особенно если стороной в сделке выступает такой «сложный» партнер, каковым без сомнения является китайский контрагент.
Первое, на что стоит обратить внимание уже на стадии подготовки контракта, – это перечень документов, которые будут сопровождать Ваш товар до места назначения (в контракте поставки для этого должен быть предусмотрен специальный пункт). Если Вы что-либо пропустите, то получить документ постфактум будет сложно, а в некоторых случаях невозможно вообще, поскольку некоторые сертификаты могут быть выданы только пока товар не вышел за заводские ворота, поскольку требуют предварительной экспертной оценки. К тому же Ваш партнер на совершенно законных основаниях не станет заниматься лишней работой, если Вы его об этом письменно не попросили, что вполне логично.
Минимальный список прилагаемых к товару документов выглядит так:
Кроме того необходимо иметь:
Наличие всех этих документов, конечно, не гарантирует Вам беспрепятственное прохождение таможни, но значительно сокращает риск подвергнуться КТС (корректировке таможенной стоимости в РФ), причем совершенно «по белому», без дополнительных затрат.
Конечно, представленный здесь список документов может оказаться не полным, если Ваш товар специфичен (например, в Китае к специальным товарам, требующим особой сертификации, принадлежат все пищевые продукты). Поэтому рекомендуем, прежде чем заключать контакт, проконсультироваться у специалистов по ВЭД в Китае и России.
Во-вторых, все внешнеторговые операции в КНР осуществляются только компаниями, имеющими импортно-экспортные лицензии. В 8 случаях из 10 Ваш партнер, если это прямой производитель, а не торговая компания, такой лицензии иметь не будет. Поэтому будьте готовы к тому, что фактическим поставщиком-экспортером выступит не Ваш прямой контрагент, а некая компания-посредник. Появление в документах компании-посредника может вызвать подозрение в занижении стоимости товара на таможне, а значит, возрастет риск подвергнуться КТС. Избежать этой проблемы можно воспользовавшись для проведения экспортной операции услугами одной из наших компаний (об этом см. выше).
И наконец, даже идеальный пакет документов и его полное соответствие товару не гарантирует, к сожалению, от придирок на таможне. Поэтому Вам никогда не помещает помощь специалиста, имеющего здесь определенный опыт и влияние.
И все-таки таможня – это главным образом движение не товаров, а документов. Поэтому от того, насколько хорошо и полно они будут подготовлены, зависит, как быстро и с какими потерями (налогами) Вы получите свой товар.
«Золотое правило» успешной работы в Китае – держать под контролем все процессы – от начала до конца! Доставка товаров в этом смысле не составляет исключения, скорее наоборот. Мониторинг и экспедирование груза на всем пути его следования является единственной гарантией сохранения его целостности.
В упрощенном виде логистическая цепь состоит из 3 звеньев: погрузка товара в контейнер на заводе и перемещение его в порт (на ж\д станцию), таможенное оформление и транспортировка, таможенная очистка в стране назначения.
На первом этапе, еще до начала погрузки, важно проверить: целостность упаковки правильность нанесения маркировки, соответствие товара транспортным документам по количеству и комплектности, а затем проследить, чтобы весь товар оказался в контейнерах и благополучно отбыл в порт.
На таможне необходимо получить от китайской стороны все документы, которые перечислены в разделе «Таможенное оформление», поскольку впоследствии сделать это будет гораздо сложнее.
Если все прошло гладко, то на Родине нам останется растаможить и получить товар в сохранности и с минимальными финансовыми потерями, т.е. сократив по возможности выплаты по налогам и пошлинам.
Если в качества перевозчика в Вашем контракте выступает китайская компания, то важно помнить, что здесь иногда очень вольно трактуют условия поставки («incoterms»). В результате груз, который Вы со дня на день ожидаете в Санкт-Петербурге, может еще стоять на пирсе шанхайского порта. Во избежание этой проблемы советуем прямо в контракте раскрывать термины СИФ или ФОБ, переписывая соответствующие разъяснительные статьи из тех же incoterms. (Максимальная конкретизация, в идеале – «пошаговость» во всех документах, подписываемых Вами с китайской стороной, как показывает практика, никогда не бывает излишней).
Наибольшей популярностью в Китае пользуются морские контейнерные перевозки. Дело в том, что традиционно наиболее экономически развитыми в КНР являются приморские районы, где сосредоточено до 90% торгово-промышленного потенциала страны. Поставки идут в основном через порты Гуанчжоу, Шанхая и Тяньцзиня, особое место занимает САР Гонконг, который является крупнейшим по обороту грузоперевозок портом в мире. Помимо этих крупнейших портов, есть и другие: NINGBO, YANTIAN/Шеньжень, FUZHOU, XIAMEN, QINGDAO, XINGANG, DALIAN, HUANGPU, JIANGMEN, ZHONGSHAN, CHONGQING, WENZHOU, ZHUHAI. И в каждом из них у нас есть своя агентская структура, что позволяет нашим клиентам экономить средства на перевозках груза по Китаю и, соответственно, время.
В Россию груз попадает через одни из четырех ее морских ворот– дальневосточные (Владивосток), северные (Архангельск), балтийские (Санкт-Петербург) или черноморские (Новороссийск). Следовательно, если Вам надо доставить товар до Москвы или в Сибирь, то в логистическую схему нужно будет включать внутреннего перевозчика. И тут уже приходится считать. То ли сначала привезти товар во Владивосток, а потом перегрузить на железнодорожные платформы, то ли отправить в Санкт-Петербург, а потом переставить на фуры (мультимодальная перевозка)? Да и где его растамаживать: сразу на Дальнем Востоке или везти под пломбами в столицу? Причем все это нужно решить еще до того, как Вы заключили контракт с производителем, поскольку хранение товара обойдется Вам не дешево.
Иногда для повышения эффективности сделки мы рекомендуем включать в китайско-российскую экспортную схему упомянутый выше Гонконг, используя существующие здесь льготы по налогообложению и отсутствие валютного контроля.
Мы имеем отлаженные транспортные коридоры поставки товаров из Азии в Россию и Европу. Например, груз из Шанхая в Москву можно доставить шестью различными способами, при выборе из которых нужно учитывать не только специфику товара, но и десятки иных факторов, включая погодные условия по маршруту следования.
Все эти тонкости как раз и составляют главный предмет заботы транспортного отдела компании West Union. Мы разработаем для Вас самую оптимальную логистическую схему, просчитаем затраты и предложим многоуровневый план, позволяющий максимально удешевить и ускорить экспортную операцию, уберегая при этом Ваш товар от возможных рисков.
В морские контейнеры также принято паковать и так называемые «сборные» грузы, т.е. когда груз не велик (меньше контейнера) и/или состоит из нескольких наименований, и находится в разных частях Китая. Такая товарная партия может уйти с другим грузом наших клиентов, однако стоимость доставки в пересчете на единицу товара несколько возрастет, поскольку предполагает увеличение внутренних транспортных издержек и таможенных платежей.
В некоторых случаях (например, из Пекина или Харбина) товар быстрее и дешевле отправлять поездом, а иногда для срочности требуется подключение транспортной авиации. Все эти виды перевозок нами также давно и хорошо освоены.
При этом большинство наших постоянных клиентов легко преодолевают все означенные выше препятствия, заказывая в компании West Union комплексную услугу «door-to-door». В этом случае весь процесс доставки товара до указанного Вами пункта назначения компания West Union осуществляет за собственный риск.
Для того чтобы сэкономить время на предварительных согласованиях, мы предлагаем Вам заполнить заявку на доставку груза из Китая, изучив которую, логистический отдел приблизительно рассчитает стоимость и определит транспортный коридор доставки.
Несмотря на то, что технологии международных перевозок, их современное техническое оснащение и компьютеризация, постоянное совершенствование транспортных средств делают доставку товара на дальние расстояния все более надежной, быстрой и дешевой, риск утраты и порчи груза все-таки сохраняется. Особенно часто встречаются нарушения целостности упаковки, дефекты товара и его недостача в контейнерах, прибывающих из Китая. Поэтому рекомендуем Вам не пренебрегать услугами страхования, что сведет к минимуму Ваши риски при относительно небольших затратах. Стандартный пакет страховых услуг, включающий в себя возмещение потерь от частичной или полной утраты груза или его порчи по самым различным причинам, обойдется Вам в сумму, обычно не превышающую 1% от стоимости груза.
Такие выгодные условия компания West Union предлагает своим клиентам благодаря долгосрочным партнерским отношениям со многими российскими и международными страховыми компаниями.