Илон Маск открыл компанию в России

Приток прямых иностранных инвестиций в Россию в прошлом году составил 28 миллиардов долларов США, что почти на 18% больше, чем в 2021 году. Неожиданные цифры, правда? Особенно учитывая, что все говорят о международной изоляции России, а вот цифры утверждают обратное. А что было бы, если бы Илон Маск открыл компанию в нашей стране? Сегодня на этом гипотетическом примере разберем, какие преференции есть у нас для иностранных компаний, какую в развитии российского бизнеса играют международные корпорации.

Хотя почему на гипотетическом примере? Маск действительно пару лет назад в своем твиттере говорил о том, что Москва — это лучший регион для фабрики по производству «Теслы» с лучшей логистикой и превосходными специалистами. И ему аж пять губернаторов ответили, что рады его видеть у себя как инвестора, примут с распростертыми объятьями. Может правда откроет еще фабрику, кто его знает.

Итак, Илон, добро пожаловать в российские офшоры! Иностранные инвестиции у нас любит, холят, лелеют и умеют с ними работать. Но не везде, а в специальных административных районах. Это такие территории, где иностранные компании могут перейти в российскую юрисдикцию и получать ряд льгот.

САР создали в 2018 году, чтобы привлечь капитал зарубежных компаний россиян. Предприниматели могут вывести бизнес из-за границы, зарегистрировав его в «русских офшорах», после чего пользоваться налоговыми бонусами, как если бы они работали в реальных офшорах. Ключевое слово здесь – в российскую юрисдикцию, то есть работать заводу Теслы нужно будет по российским законам. Но не совсем. Например, зарегистрированная там компания не является валютным резидентом, то есть она может переводить валюту с территории России и на территорию без открытия счетов в банках, может проводить наличные расчеты. Также есть и административные бонусы — компаниям готовы помочь в выборе места регистрации, оказать льготные юридические и бухгалтерские услуги, режим одного окна для инвестора, возможность строить объекты инфраструктуры и так далее.

Сегодня в России два таких района — на острове Русский в Приморском крае и на острове Октябрьский в Калининградской области. В сумме там работают порядка 70 компаний, если брать именно зарубежные, также там уже появились и отечественные фирмы. При этом не каждая заграничная фирма может взять и попасть в Калининград или Приморье. Есть несколько условий. Первое – это должна быть компания, которая и так работала в нескольких странах, включая Россию, на протяжении хотя бы трех лет. Второе – вложения фирмы в инфраструктуру должны быть минимум 50 миллионов рублей, и сделать это надо в течение первых полугода. То есть, например, начать строить завод, дороги к нему, обустраивать территорию и так далее. Для обычного человека инвестиции в 50 миллионов рублей кажутся большой цифрой, но для среднего бизнеса это достаточно лояльная сумма. И третье условие – фирма должна быть зарегистрированной в стране, входящей в группу финансовой борьбы с отмыванием денег или Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег. Но здесь есть проблема – Россию выкинули из первой организации этой зимой, а из Совета Европы наша страна вышла еще в том году. Получается, что закон о специальных административных зонах устарел и фактически Россия не сможет проверить, что за компании входят на территории, откуда у них деньги. Думаю, что закон будут менять, и хорошо было бы, чтобы это было только в пунктах про проверки денег, а не в целом порядок работы компаний на таких российских территориях.

Не могут стать резидентами специальной административной зоны финансовые организации, операторы платежных систем и платежной инфраструктуры. Всем остальным – добро пожаловать. Кстати, у резидентов таких зон есть еще одно преимущество – если между ними возникли какие-то административные споры, например территорию не поделили или что-то такое, то решать вопросы будут не по общему порядку, а внутри зоны по упрощенной процедуре.

Еще в Калининградской области хотят эксперимент электронной торговли товарами, по которому предполагается создание в регионе складов для хранения товаров электронной торговли, которые не будут облагаться таможенными пошлинами и НДС. То есть иностранные компании смогут проще продавать свой товар в Россию, и дальше из Калининграда его можно будет экспортировать в другие страны Евразийского экономического союза без уплаты пошлин. Это Илону Маску на заметку, если ему нужна будет срочно какая-то вещь, а у нас ее так просто не достать или деталь для своей Теслы.

Компании, которые работают в специальных административных районах, могут получить статус «международная холдинговая компания». Это тоже даёт налоговые льготы. Например, дивиденды в пользу такой фирмы равны 0%, дивиденды иностранным лицам от компании — 5%. Также им разрешено скрывать информацию о своих бенефициарах, не платить налог с прибыли от продажи активов. Вообще надо сказать, что для иностранных инвесторов у нас есть законы, прямо защищающие их деятельность. Вот, например, закон как раз о международных профильных компаниях, где черным по белому написано: правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. То есть здесь говорится о том, что никакой дискриминации. Также в законе есть положения, что могут быть разные льготы не только на федеральном, но и на региональном уровне, смотря какой регион что придумает.

Но недавно в законе прописали «заднюю» для иностранных инвесторов, то есть порядок, как они могут уйти с российского рынка, перепродав или уступив свое предприятие. Но также в документе прописана и возможность так называемой реквизиции государством имущества – то есть что забрать компанию себе государство тоже может, но гарантирует ее не просто забрать, а выкупить.

Но, допустим, Маск не хочет ни в Калининград, ни на остров Русский. Какие еще есть варианты? Можно инвестировать в какое-то предприятие. Такие инвестиции рассматривает специальная Правительственная комиссия, которая одобряет или не одобряет такие вложения. Процесс этот небыстрый, заседает комиссия примерно раз в год, но перспективы тут есть. Из России же уже ушли или активно сворачивают свою деятельность многие компании, и они оставляют все технологические линии, наработанные решения, хорошие кадры, в конце концов. И это все можно сделать под себя, например, запустить производство «Теслы» там, где когда-то была Тойота или Ниссан. Маск, задумайся!

И, конечно, с международной компанией в Россию придут компетенции и опыт. Скорее всего, бизнесмен повезет с собой иностранных топ-менеджеров, ключевых специалистов, технарей, которые смогут наладить все процессы и обучить людей работе по определенным стандартам. И как раз наше государство начало задумываться о том, как бы упросить порядки въезда в Россию иностранным инвесторам и высококвалифицированным кадрам. Пока конкретных решений нет, но идея в том, чтобы иностранцам было легче получать визы и разрешения на работу.

Но кстати, с ВНЖ для инвесторов у нас и так всё неплохо. С этого года действуют правила, по которым бизнесмен может получить вид на жительство в России по упрощенной программе, если вложили в течение трех лет до подачи заявления на ВНЖ минимум 15 миллиардов рублей в социально значимые региональные проекты или инвестировав 30 миллионов рублей в российскую компанию. При этом эта должна быть реально действующая компания, работающая минимум три года и заплатившая налогов за год хотя бы на 6 миллионов.  

Кроме того, иностранные инвесторы могут купить в России недвижимость на стадии строительства или в течение двух лет после ее ввода в эксплуатацию общей кадастровой стоимостью от 25 миллионов рублей (в Москве — от 50 миллионов, на Дальнем Востоке — от 20 миллионов). Еще один вариант — регистрация и последующее владение юрлицом, которое ведет деятельность в России от двух лет и платит ежегодно от 4 млн руб. налогов.

Но может ли Ладу заменить Тесла? Думаю, что вот это точно из разряда фантастики. Во-первых, у таких машин явно разная целевая аудитория – те, кто ездят на электромобилях, явно зарабатывают больше, думают об экологии, открыты к чему-то новому. А Лада – это что-то старое, привычное и надежное, и даже усовершенствованные модели далеко не во всем могут потягаться с американскими машинами. Но это больше продуктовые и маркетинговые вопросы. Есть еще и производственные. Как я уже вскользь упоминал, разные авто производятся по разным стандартам и технологиям. И все эти подходы и технологии иностранным компаниям надо будет внедрять на нашей территории, в России. Например, у электрокара налажен процесс утилизации аккумуляторов, что очень важно и для экономики, и для экологии, но при этом вряд ли они смогут собрать свою машину достаточно дешево. Ну и плюс инфраструктура для электромобилей все еще только развивается, зарядные станции, точки ремонта есть пока что преимущественно в больших городах, а на Ладе можно проехать по любому российскому бездорожью не боясь, что у машины внезапно кончиться заряд.

А если вы, допустим, не Илон Маск, и бизнес ваш существенно поменьше, но тоже иностранец и хотите заниматься предпринимательством в России и иметь какие-то льготы. Тогда можно попасть в реестр МСП. Это дает существенные льготы, которые доступны всему малому бизнесу, например, сниженные страховые платежи, возможность получить льготный кредит, и в общем весь спектр мер поддержки. Если компанию учредило иностранное физлицо в России, то такая фирма попадет в реестр МСП автоматически, а если компания принадлежат иностранным юридическим лицам более чем на 49%, для включения в реестр необходимо подтвердить свой статус аудиторской проверкой.

Это всё по закону, а что на практике? Здесь нужно сказать, что Россия очень долго выстраивала систему работы, при которой иностранные инвестиции и работа международных компаний крайне ценились. И несмотря на параллельный импорт, ухудшение международных отношений, вся инфраструктура, заточенная именно под зарубежный бизнес, в России осталась. Вот например, знаете ли вы, что все крупные торговые центры обычно строятся не просто так, а под конкретных якорных арендаторов, которыми почти всегда выступают или выступали заграничные компании, те же бренды одежды? Тоже самое с автосалонами и еще много где в каикх сферах экономики. Других схем пока не придумали, вот и получается, что чтобы не говорили со страниц СМИ и соцсетей, в России ждут иностранных инвесторов, к ним готовы и знают, как с ними работать. Как тебе такое, Илон Маск?

Ну а если вы считаете, что лучше всё-таки не вы к нам, а мы к вам, и хотите переместить свой бизнес из России в другие страны, то пишите нашим специалистам, поможем.

Оставьте онлайн-заявку, позвоните по телефону +7 (495) 773 36 46 или напишите в WhatsApp +79361319895

Контакты офисов West Union
Оставить заявку