Уход иностранных брендов. Уходить нельзя остаться

После начала СВО многие бренды ушли из России, и некоторые говорят, что это даже к лучшему, так как мы начнем развивать свое производство. Так ли это легко и возможно ли вообще, будем разбираться в этой статье.

КТО УШЕЛ И КОГО ПРИСЛАЛ ВМЕСТО СЕБЯ

Сложно точно подсчитать, сколько брендов и торговых марок ушло из России. По некоторым данным, около пятисот. Это одежда и ритейл, продукты питания, электроника и бытовая техника, онлайн-сервисы, программное обеспечение, короче говоря мы потеряли очень многих игроков рынка во всех сферах экономики. Проще перечислить, кто остался – вот, например, итальянская компания United Colors of Benetton расширяет свою сеть и открыла новый магазин в Санкт-Петербурге. Но это скорее исключение из правил: в общем можно сказать, что если компания была европейская или американская, с российским рынком она больше не работает.

Не все уходят, хлопая дверью, например, тот же Макдональдс продал свой бизнес компании Александра Говора на тех условиях, что в течение 15 лет сможет выкупить бренд и торговые точки обратно. В целом зарубежные компании продали более 200 бизнесов в России, какие-то просто приостановили свою работу, но постепенно количество тех компаний, которые уходят окончательно, увеличивается.

На их место приходят аналоги, взять ту же Икею или Зару. Первая стала белорусской Swed House и несмотря на название, не имеет никакого отношения к Швеции, вторая – пакистанским Мааг. А что по ценам? Новая Икея вызвала удивление покупателей, стало существенно дороже. Например, знаменитая игрушка акула вместо 1500 рублей – больше 2 тысяч. Это неудивительно – владелец компании говорил, что Swed House договорилась с прежними поставщиками IKEA в России, Белоруссии, Казахстане и азиатских странах дальнего зарубежья, то есть логистика существенно подорожала.  Мы хотели сравнить и цену и на другие товары, но у компании даже нет сайта, в официальной группе Вконтакте пишут, что его не будет, а значит и заказать товары кому-то, кроме как москвичам – не судьба. Что касается Маага, в интернете много пишут о том, что вещи там существенно изменились, и также подорожали.

Нужно отметить, что бренды уходят, оставляя всё наработанное: это и помещения, и оборудование, часто – обученный персонал, тот, что не релоцировали. Иногда в пакет продажи входят и налаженные поставки и рынки сбыта, хотя многое сырье приходится искать где-то заново, в других регионах или даже странах. И, самое главное, уходя, оставляют уровень качества и сервиса, и здесь российским компаниям, пришедшим на место западных брендов, важно его не уронить.

В целом Центробанк оценивает, что замещение ушедших иностранных брендов новыми из дружественных стран займет 1,5-3 года. Также регулятор заметил, что из-за ухода брендов существенно просел рынок коммерческой недвижимости, особенно на сектор торговой и офисной недвижимости Москвы, где представительства компаний размещали свои офисы и не жалели денег на аренду и сопутствующие услуги. По данным аналитических агентств недвижимости  уровень вакантности в торговых центрах Москвы по итогам 2022 года достиг рекордных 12-16% за период наблюдения с 2010 года. При этом региональные рынки оказались более устойчивыми к уходу компаний из-за невысокого проникновения международных компаний, подчеркивается в обзоре.

Это значит, что если вы раздумываете, брать офис в аренду или нет – самое время взять, пока цены хорошие, а если хотите купить коммерческую недвижимость под инвестиции – возможно, стоит еще подождать.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ РОССИЙСКИЕ БРЕНДЫ

Но вернемся к брендам. Когда компании начали массово уходить из России, появился вопрос – а есть у нас что-то своё? Оказалось, да. Из одежды – Demix, Oggi, Gloria Jeans. электроника Bork, Maxwell и Vitek, чай Greenfield, кофе Jardine, косметика Faberlic и Aravia и многое другое. И конечно, они в 2022 году взвинтили цены. Например, в «Лайме», довольно известном бренде одежды сегмента масс-маркет в 2021 году футболку можно было купить за 1400 рублей, сейчас – минимум за 2000 рублей. Рост цен – больше 42%.

Другие известные бренды российской одежды, уже не массмаркет, а локальные – 12 Stories или например Inspire – заявили, что переходят из среднего в премиум сегмент.

Конечно, стало больше аналогов. Например, Майкрософт сказал, что приостанавливает деятельность с попавшими под санкции российскими компаниями, офисные сотрудники остались без Ворда и Экселя, и бизнес стал переходить на отечественный продукт «Мой офис», который и документы Ворд открывает, и по функционалу очень схожий.

При этом Федеральная антимонопольная служба заявляет, что ряде отраслей экономики России уход зарубежных брендов дал импульс к развитию отечественной промышленности – это, например, производство мебели и продуктов питания. В то же время есть ряд рынков, где конкуренция зависит от перестройки экономики, и здесь примером может выступить автопром. Если меня смотрят кто-то, кто связан с мебелью или производством продуктов питания – напишите в комментариях, действительно ли лучше стало вести бизнес в последний год.

КАК НАШЕМУ БИЗНЕСУ ЗАМЕНИТЬ УШЕДШИЕ БРЕНДЫ?

Помните картинку, что быстро, качественно и дешево – это утопия? Вот и с брендами практически тоже самое. Дело в том, что мировые компании на то и мировые, что они не только продают свою продукцию по всему миру, но и производят её части в разных странах.

Например, айфон. Компания американская, но главный завод – в Китае из-за дешевой рабочей силы. В Китае очень жесткие условия труда на всех предприятиях, там только недавно стали задумываться о том, что работать шесть дней в неделю по 12 часов – плохая идея. Также в Китае традиционно не соблюдаются права работников. Например, в прошлом ноябре на заводе по производству айфонов произошли беспорядки: рабочие взбунтовались из-за ковидных ограничений и задержек зарплаты. Что в итоге – Эппл решила перенести производство в Индию, где тоже огромное население, которому нужно где-то работать, и жители Индии соглашаются на любую работу. Одна из компаний-производителей не согласилась на кабальные условия Эппла и уже расторгла договор с гигантом рынка, но «яблочники» быстро нашли другую.

В России такое сейчас не прокатит – если производить товары здесь и не платить сотрудникам, кошмарить их плохими условиями труда и низкими зарплатами, то, во-первых, придут куча проверяющих, а во-вторых, сейчас на рынке труда условиях диктует сотрудник – безработица в России сейчас на историческом минимуме, многие ушли на фронт, многие уехали, и за каждого работника компании борются, если что-то сотруднику не понравится – он просто уйдет и быстро найдет другую работу. И бизнес об этой проблеме уже буквально кричит – российские предприятия испытывают острейшую нехватку кадров за последние 25 лет. Работодатели уверяют: они готовы достойно платить и самостоятельно воспитывать специалистов. Самый проблемный в этом плане — реальный сектор. Компании конкурируют, переманивают людей друг у друга.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ ВЫГОДНО?

Соответственно, чтобы свои товары и услуги предложить на российском рынке, нужно открывать компании в Китае и других странах, где есть производственная база и более дешёвая и выгодная рабочая сила.

Как понять, в какой стране это можно сделать? Во-первых, в зависимости от того, что вы производите, нужно посмотреть, откуда вы будете возить сырье. Например, если речь об индийских тканях, то тут и думать не надо – компанию нужно делать в Индии, а если, например, для производства нужны микрочипы из Тайвани, то завод можно строить в соседнем Китае.

Далее нужно посмотреть, насколько развита экономика той или иной страны, какие средние зарплаты, и посчитать, где выгоднее будет открыть компанию.

Также важно проанализировать, какие у страны отношения с Россией и насколько налажена логистика поставок в РФ. Здесь нужно смотреть в сторону СНГ, Латинской Америки, Востока и взвешивать все за и против.

Я так много упоминаю именно про Китай, потому что там есть целый город – Новый район Харбина – заточенный на сотрудничество с Россией и в целом вся провинция Хэйлунцзян исторически с нами торгует, мы – к ним, они – к нам. Другие провинции тоже рады российским партнерам и эта страна кажется максимально открытой к нашему бизнесу, если он, конечно, не в ущерб китайским компаниям.

КАКИЕ ЕСТЬ ВАРИАНТЫ ОТКРЫТИЯ БИЗНЕСА В КИТАЕ?

Как устроить, чтобы производить в Китае, продавать в России? Варианты есть, все из них – разной степени надежности, долгосрочности и легальности.

Первый – ничего не оформлять, работать через проверенного китайца, который за вас будет, по сути, вести бизнес в Китае, а вы уже в России выступите как якобы принимающая сторона. Считаю, что это слишком рисковано и не подходит для устойчивого бизнеса, но так тоже делают.

Второе – открыть представительство, которое юридически ничего почти не может, только наблюдать за производством, но по факту также работать через китайца и заключать контракты.

Третье – официальное партнерство, и работать в Китае можно как через китайского партнера, так и любого другого иностранную компанию.

Четвертое – компания со 100% иностранным участием, и здесь главный плюс, если вы работаете на Россию «в белую» – п возврат НДС при импорте товаров из Китая. Так можно делать, если вы не работаете на «упрощенке». Для этого варианта необходимо хорошо изучить рынок Китае, подобрать подходящую провинцию по налогообложению и уставному капиталу и срокам выдачи всех бумаг.

И, наконец, совместное предприятие – подходит для тех, кто хочет работать с Китаем плотно и долго. Здесь важно посмотреть, в какой отрасли бизнеса сколько процентов иностранного участия могут быть. Например, автомобилестроение – это половина, а производство товаров народного потребления – хоть 99%.

Компания West Union имеет собственный офис в Китае и уже более 20 лет мы занимаемся регистрацией иностранных компаний, открытием счетов и оказываем весь спектр услуг для международного бизнеса.

Оставьте онлайн-заявку, позвоните по телефону +7 (495) 773 36 46 или напишите в WhatsApp +79361319895

Контакты офисов West Union
Оставить заявку