Новость о том, что поставщики электроники из Гонконга совсем недавно согласились принимать оплату в рублях, наделала довольно много шума, но большой неожиданностью не стала. Все понимали, что международные санкции, наложенные на Россию, повредят не только самой России, но и компаниям-поставщикам, ведь рынок РФ был очень ёмким и весьма далёким от насыщения.
Выход из ситуации, пусть не идеальный, но условно работающий, был найден довольно быстро. Им стали схемы параллельного импорта, перекрыть которые санкции не могли в принципе. Проблему острого товарного дефицита они не снимали, но позволяли хотя бы частично компенсировать спрос на ввозимые потребительские товары, часть которых после введения широких санкций стала в России недоступной.
Как обойти санкции…
Идея, лежащая в основе параллельного импорта, проста. Товары, дефицит которых в России чувствуется особенно остро (например, смартфоны Apple, видеокарты на основе чипов nVidia), ввозятся в страну без санкции производителя. Естественно, при этом теряется официальная гарантия, да и с юридической точки зрения законность поставок по параллельному импорту остаётся неясной. Но зато так удаётся хотя бы частично компенсировать острейший дефицит и «протянуть» до тех времён, пока санкции не снимут, либо же заработают программы импортозамещения.
Гонконг, который довольно давно является одним из ведущих азиатских хабов, через который идут поставки электроники в Россию, после введения санкций оказался в незавидном положении. Производители перестали сотрудничать с клиентами из России, а частный ввоз товаров не мог сравниться с оптовыми поставками.
Для упрощения и условной легализации параллельного импорта требовалось каким-то образом упростить сотрудничество с оптовыми поставщиками из России, которые хотели сотрудничать с компаниями Гонконга, но не имели возможности произвести оплату товаров из-за санкций, наложенных на российские банки. А те финансовые учреждения, которые могли осуществлять транзакции, боялись попасть под вторичные санкции и не сильно радовались сотрудничеству с российскими клиентами.
Выходом из ситуации стало решение крупных поставщиков Гонконга принимать оплату за товары, поставляемые в Россию, в рублях. Это касается и большого опта, и среднего, «мелкие» (по соответствующим меркам) поставки уже довольно давно оплачивались в рублях, но они в принципе не могли покрыть товарный дефицит.
Зачем гонконгским компаниям рубли, спросите Вы? Оказывается, в азиатском регионе российская валюта весьма востребована. Ведь рубли можно продать китайским поставщикам (материковая часть КНР), которые активно работают с Россией и не обращают никакого внимания на санкционную возню вокруг РФ, инициированную Евросоюзом, Великобританией и США.
…и насколько это просто?
К большому сожалению российских потребителей, возможность оплаты поставок в рублях не сможет скомпенсировать значительный товарный дефицит на рынке России. Во-первых, параллельный импорт по объёмам в принципе несравним с официальными поставками. Во-вторых, гарантия производителя на серый импорт не распространяется, что снижает привлекательность продукции и ставит перед потребителем непростую дилемму. Ведь если, к примеру, смартфон бренда AAA нельзя починить / вернуть по гарантии, можно ведь выбрать смартфоны конкурентов, которые ввозятся в Россию официально.
В таких условиях вполне понятно, что «оригинальные» производители не станут сильно возражать против параллельного импорта ‒ ведь потребитель вполне может уйти к конкуренту. Но и признавать «серый» импорт, рискуя статусом и добрыми отношениями с США, Великобританией и Евросоюзом, вряд ли кто-то решится. И здесь оказываются равными все ‒ и Apple, и компании «второго» эшелона.
Но что гораздо хуже, возможность оплаты поставок в рублях не делает параллельный импорт проще и «безопаснее» для посредников. Найти оптовика, который в принципе согласиться работать с Россией, ‒ задача весьма непростая. Но она ‒ лишь первый элемент сложного и запутанного квеста «привези товар в Россию». Дальше ‒ больше.
Придётся изыскать способ заплатить за поставки, пусть и в рублях, ведь большинство крупных банков России отключены от SWIFT. А ведь выкупленную партию тех же смартфонов ещё нужно как-то провезти в Россию ‒ и это касается не только производителей, поддержавших санкции, но и тех, которые условно остались в стороне.
Поэтому подсанкционные поставки приходится маскировать, скрывая их российские корни, дробить оптовую поставку на мелкие партии, используя для транспортировки многоэтапные схемы и специальным образом подготовленные накладные. Но даже при соблюдении всех правил предосторожности всегда есть риск того, что партия смартфонов «зависнет» на таможне и будет заморожена, вследствие чего поставщик вполне может лишиться груза.
Автор:
Источник: internationalwealth.info