Через несколько месяцев после введения войск России в Украину британские законодатели оживились и поспешили принять законопроект об экономических преступлениях, направленный против российских активов, а Италия арестовала яхты, связанные с союзниками Кремля.
В то время как западные правительства расправляются с грязными деньгами – или, по крайней мере, делают вид, что делают это, – мировые клептократы и олигархи ищут новые места для хранения своих богатств.
«За последние несколько месяцев произошло невероятное перенаправление капитала в новые места, где люди могут спрятать свои деньги», — сказал Том Мейн, эксперт по изучению коррупции в лондонском аналитическом центре Chatham House. «Гонконг — отличное место для этих олигархов».
Хотя бывшая британская колония — пионер офшорного финансирования — не единственное место, куда присматриваются внезапно перемещенные российские богачи, у нее есть преимущество перед конкурентами, такими как Дубай и налоговые убежища Карибского бассейна.
«Олигархи исторически любили Лондон из-за того, что он предлагает не только финансовые услуги, но и роскошную недвижимость и частные школы для их детей», — сказал г-н Мейн. В Гонконге таких вещей предостаточно.
Город долгое время был привлекательным для китайских олигархов, и хотя в последние годы ситуация несколько изменилась из-за репрессивных мер президента Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией и растущего контроля Пекина, для тех, кто меньше боится китайского правительства, он может быть идеальным убежищем. .
Влияние Пекина на Гонконг может быть даже плюсом для тех, кто стремится защитить свои активы. Китайское и гонконгское правительства — сами мишени и критики западных санкций — не склонны помогать иностранным странам наказывать российских бизнесменов и олигархов, точно так же, как они якобы закрывали глаза на действующие здесь северокорейские организации, находящиеся под санкциями .
Представитель правительства Гонконга заявил, что город применяет санкции Совета Безопасности ООН для выполнения своих международных обязательств.
Санкции других юрисдикций выходят за рамки международно-правовых обязанностей правительства, добавил представитель.
Дэвид Эшер, бывший сотрудник Госдепартамента США и эксперт по санкциям, сказал, что есть еще одна причина, по которой Гонконг является «очевидной альтернативой» Лондону в качестве центра для олигархов: Автоматизированная система переводов расчетной палаты (CHATS).
Основанная в 2000 году, частично государственная система CHATS обрабатывает миллиарды долларов США, при этом транзакции не обязательно затрагивают банковскую систему США. Во время процедуры экстрадиции в Ванкувере исполнительного директора Huawei Мэн Ваньчжоу, которого обвиняли в нарушении санкций США против Ирана, два эксперта показали, что если бы транзакции обрабатывались через CHATS, всего дела можно было бы избежать.
«[Гонконгские банкиры] довольно вопиющим образом заявляют, что могут взять ваши доллары и обменять их на нетронутые банковские доллары, и все будет урегулировано без необходимости проходить через Нью-Йорк», — сказал г-н Ашер.
И если вам нужна местная компания для помощи в совершении некоторых из этих транзакций или для оформления покупки элитной недвижимости, Гонконг является одним из самых простых мест для регистрации компании и сохранения в тайне ее истинных владельцев и цели.
Некоторые российские олигархи уже оценили преимущества работы в Гонконге. Соединенные Штаты ввели санкции в отношении организаций в городе, связанных с Олегом Дерипаской, миллиардером, близким к президенту России Владимиру Путину, и Евгением Пригожиным.
По данным Госдепартамента США, в период с 2018 по 2019 год три гонконгские компании, контролируемые г-ном Пригожиным, «содействовали проведению более 100 транзакций на сумму более 7,5 млн долларов». В корпоративных документах указано другое лицо, находящееся под санкциями, Игорь Лавренков, как директор этих компаний, в то время как административные услуги предоставляла компания Hong Kong Easy Secretarial Ltd., которая не ответила на запрос о комментариях. Похоже, что все компании прекратили свою деятельность после введения санкций.
Г-н Дерипаска является бывшим директором зарегистрированного в Гонконге алюминиевого гиганта Rusal. Когда компания попала под санкции США вместе с другими российскими компаниями в 2018 году, он был вынужден уйти в отставку, хотя и остается основным акционером. В следующем году «Русал» был исключен из санкционного списка, но Financial Times сообщила, что американские банкиры избегают торговать акциями , которые с начала войны в Украине потеряли в цене миллиарды долларов.
Наличие компании, базирующейся в Гонконге, может быть выгодным, потому что, как и в Лондоне, и в отличие от налоговых убежищ, таких как Британские Виргинские острова, его положение в качестве глобального финансового центра может придать определенную видимость респектабельности. На своем веб-сайте Hong Kong Easy Secretarial Ltd. отмечается, что клиенты «используют международный имидж и статус Гонконга для повышения собственной конкурентоспособности».
После того, как в 2016 году были опубликованы «Панамские документы», разоблачившие Гонконг как глобальный центр для подставных компаний, город принял меры по усилению законов против отмывания денег и законов о раскрытии корпоративной информации. Это включало введение Реестра , который требует от компаний вести список бенефициарных владельцев, который должен быть «открыт для проверки сотрудниками правоохранительных органов по требованию», но не для общественности.
Секретарь компании, проработавший в отрасли восемь лет и представлявший сотни компаний, охарактеризовал новый реестр как «практическое упражнение правительства».
«Это хорошо для нас, потому что мы берем за это комиссию, но с точки зрения регулирования это довольно бесполезно», — сказали они, отметив, что даже банки не могут запросить просмотр реестра, а его точность во многом зависит от честности лицо, поддерживающее его.
Секретарь компании сказал, что, хотя в последние годы стало значительно сложнее открыть банковский счет из-за собственных внутренних проверок финансовых учреждений, люди все еще могут создать компанию или купить недвижимость без особого надзора со стороны правительства.
В соответствии с законодательством Гонконга существует установленная законом обязанность сообщать о любых подозрениях в том, что имущество, участвующее в сделке, представляет собой доходы от уголовного преступления. Но статистические данные Объединенного подразделения финансовой разведки Гонконга (JFIU) показывают, что некоторые секторы на самом деле действуют более строго, чем другие банки.
Всего 860 отчетов, или 1,5% от общего числа, были поданы агентствами недвижимости, юристами, бухгалтерами, а также поставщиками трастовых и корпоративных услуг вместе взятых.
Даже если бы эти секторы подали больше отчетов, неясно, повлекут ли они обвинительные приговоры. В JFIU работает около 100 человек по сравнению с тысячами, работающими в Департаменте национальной безопасности полиции , а это означает, что в такой деятельности сложно что-то изменить. В 2021 году менее 90 человек были осуждены за отмывание денег.
Компания West Union имеет собственный офис и штат сотрудников в Гонконге. Мы предлагаем лучшие условия и цены для регистрации компании, так как работаем без посредников.
Дополнительную информацию о юрисдикции Вы можете найти на нашей странице про Гонконг.
Либо можете обратиться по телефону: +7 (495) 023-30-49