В другом рекламном ролике человек, который, как многие ожидают, станет следующим канцлером Германии, говорит, что именно поэтому он уже предпринял шаги для решения этой проблемы. Он предложил минимальную налоговую ставку для корпораций, говорит он в видео, провел кампанию по взиманию сборов с технологических гигантов и выступил с «законопроектом о защите налоговых убежищ».
Реальность, однако, не так проста: в прошлом, когда Европейский Союз стремился закрыть налоговые лазейки и предотвратить уклонение от уплаты налогов, Шольц и его команда часто, казалось, давили на тормоза, а не энергично выступали за перемены.
Об этом свидетельствуют тысячи конфиденциальных документов, которые DER SPIEGEL получила и передала своим партнерам из консорциума журналистов European Investigative Collaborations (EIC) и шведской газеты Dagens Nyheter . Анализ впервые показывает, как молчаливый орган, в рамках которого государства-члены ЕС пытаются следить за разрушительной налоговой гонкой в Европе в строгой секретности, в значительной степени потерпел неудачу.
Группа по Кодексу поведения - группа Совета Европейского Союза, в которую входят представители Европейской комиссии и государств-членов часто бездействовали перед лицом деятельности крупных корпораций и супербогачей. Поскольку некоторые государства-члены заманивают такие корпорации низкими налоговыми ставками, другие страны ежегодно теряют десятки миллиардов евро налоговых поступлений - за счет граждан этих стран.
Ущерб огромен. Исследование, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показало, что налоговые органы стран по всему миру теряют доходы в размере от 100 до 240 миллиардов долларов ежегодно из-за налоговых уловок корпораций, работающих на международном уровне. В ЕС эта цифра составляет не менее 160 миллиардов евро. И он растет, согласно еще не опубликованному исследованию Европейской налоговой обсерватории, проведенному экономистом Габриэлем Зукманом из Калифорнийского университета в Беркли. В то время как компании вносят все меньший вклад в налоговые поступления ЕС, анализ показывает, что сомнительные сделки с корпорациями стали «установившейся практикой во многих государствах-членах».
В прошлом году Брюссель хотел узнать, действительно ли Германия раскрывает налоговые соглашения между своими налоговыми органами и корпорациями, как это делают другие страны ЕС. Но эмиссар Шольца посчитал даже этот вопрос дурным тоном. «Обычно постановления не публикуются», - сказал чиновник. Кроме того, они «подлежат налоговой тайне».
Шольц, возможно, в последние месяцы пытался изобразить себя лидером в борьбе за большую налоговую прозрачность, но когда дело доходит до его реальной политики, он и министерство, которое он представляет, блокируют именно такую прозрачность в Европе, как и его предшественник Шойбле сделал это.
Видимо, чтобы гарантировать, что подарки крупным корпорациям не будут замечены немецкими избирателями или расстроены, эксперты Шольца настаивали на строжайшей секретности. Они заявили, что информация о налоговых постановлениях должна передаваться только между налоговыми органами стран-участниц и не должна разглашаться. Правительство Германии даже отказалось публиковать их, если они были анонимными. Обосновывая свою позицию, министерство финансов Германии заявило своим партнерам по ЕС, что подготовка такой документации является обязанностью отдельных немецких государств.
Маловероятно, что гонка за все более низкими ставками корпоративного налога в Европе и мире закончится в ближайшее время. Хотя лидеры стран G-20 дали зеленый свет глобальному минимальному корпоративному налогу в размере 15 процентов на саммите в Риме в конце октября, гонка за снижение налогов почти наверняка продолжится до этого уровня.
С полным текстом статьи Вы можете ознакомиться по ссылке