После многомесячных переговоров представителей крупного российского бизнеса и Минфина о том, как смягчить последствия грядущего разрыва соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, чиновники сначала согласились на «компенсационные меры», предложенные бизнесом, а потом резко передумали.
Когда в декабре прошлого года Минфин объявил о начале подготовки законопроекта о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, для многих представителей российского бизнеса это стало ударом и грозило «катастрофой». Чтобы ее предотвратить, уже в апреле на площадке РСПП представители крупного бизнеса и профильные чиновники Минфина начали обсуждать, что делать, чтобы смягчить последствия разрыва для компаний.
В результате появился список предложений с изменениями в Налоговый кодекс, который премьеру Михаилу Мишустину направила X5 Group — компания зарегистрирована в Нидерландах и собрала «консолидированную» позицию бизнеса.
Бизнес старался с помощью поправок в российский Налоговый кодекс сохранить для себя налоговую нагрузку, как если бы прежнее соглашение с Нидерландами оставалось в силе, или же добиться более низких налоговых ставок. К примеру, прописать в Налоговом кодексе норму о единой ставке 5% для выплат дивидендов в адрес иностранных холдингов, акции которых обращаются на бирже, а также сохранить такую ставку для компаний, зарегистрированных в стране, с которой у России нет соглашения об избежании двойного налогообложения. После денонсации соглашения эта ставка вырастет до 15% и больше, в зависимости от структуры компании.
Еще одно предложение — установить единую ставку налога 5% на проценты по займам от иностранных публичных компаний (в противном случае они вырастут до 20% и выше).
Еще бизнес попросил прописать в Налоговом кодексе льготы для еврооблигаций. Сейчас компании в зарубежных странах, с которыми есть соглашение об избежании двойного налогообложения, не платят налог с доходов, полученных по облигациям. От налога также освобождены проценты по заимствованиям от независимых кредиторов.
Но Минфин принял решение не поддерживать ни одно из предложений из списка, следует из письма министра финансов Антона Силуанова Путину и первому вице-премьеру Андрею Белоусову. «Внесение изменений в Налоговой кодекс РФ считаем нецелесообразным», — написал Силуанов.
Минфин пишет, что денонсация соглашения продиктована позицией Нидерландов в переговорах, которая имела «политические основания». Но дело не только в этом — сами предложения бизнеса, говорится в письме, противоречат одному из пунктов перечня поручений президента от 25 марта 2020 года — о требовании пересмотреть договоры России с другими странами об избежании двойного налогообложения, чтобы ставка налога в рамках этих соглашений была не менее 15%.
Минфин в свою очередь выдвинул свои предложения по поддержке российского бизнеса после денонсации соглашения, сказал в конце августа замминистра финансов Алексей Сазанов. Но они касались «русских офшоров» — специальных административных районов в Калининграде и на острове Русский. Речь шла о возможных льготах для компаний, которые решат перерегистрироваться в этих «русских офшорах», добавил источник.
У компаний, работающих в Нидерландах, может появиться еще одна проблема. Для бизнеса есть угроза и со стороны законодательства Нидерландов, где могут одобрить налог на нераспределенные дивиденды. Подобный документ внесли на рассмотрение парламента Нидерландов в июле 2020 года. Цель законопроекта — ввести дополнительный налог на дивиденды в случае, если при реорганизации компания переведет нераспределенные дивиденды в другую юрисдикцию.
С полным текстом статьи Вы можете ознакомиться на сайте Forbes.