Переезд в САР может стать альтернативой Кипру и другим «транзитным» странам
Как публичные, так и непубличные международные холдинговые компании, сменившие прописку на остров Русский во Владивостоке или Октябрьский в Калининграде, смогут выплачивать дивиденды за рубеж с минимальной налоговой ставкой 5%. Минфин опубликовал поправки на едином портале проектов нормативных правовых актов.
В июле льготу по дивидендам утвердило правительство в «дорожной карте» по трансформации делового климата в сфере корпоративного управления.
Ставка 5% на дивиденды при выплате за рубеж — «самая долгожданная льгота, которая может вызвать ажиотажный интерес к специальным административным районам (САР)», отмечает партнер департамента налогов и права Deloitte Наталья Кузнецова.
САР на острове Русский во Владивостоке и острове Октябрьский в Калининграде образованы в 2018 году для привлечения капитала зарубежных компаний россиян. Регистрация в САР была основным условием третьей амнистии капитала, которая завершилась 2 марта 2020 года.
Международными холдинговыми компаниями (МХК) признаются не все резиденты САР, а только те, кто отвечает критериям:
- созданы до 2018 года;
- контролирующие лица стали таковыми до 2017 года;
- зарегистрированы в САР в порядке редомициляции: сменили прописку с сохранением названия, банковских счетов, штата сотрудников, договорных отношений и т.д.
Для МХК в САР действует ставка 0% на дивиденды, но только для тех нерезидентов, кто не менее года владеет долей не меньше 15% в уставном капитале юрлица.
Кто сможет получить льготу
Как следует из законопроекта, Минфин предлагает:
- разрешить переводить дивиденды за рубеж с налоговой ставкой 5% всем международным холдинговым компаниям — резидентам САР (сейчас такое право есть только у публичных МХК);
- отменить дополнительное условие о том, что льготу получат МХК, которые являлись публичными на 1 января 2018 года;
- распространить ставку 5% только на доходы, полученные до 2029 года.
Для «переезда» в САР компании нужно инвестировать в России 50 млн руб. в течение полугода, причем не обязательно именно в Калининграде или Владивостоке. Например, покупка компании в Москве будет засчитана за инвестицию.
Редомициляция, или смена корпоративной прописки, позволяет полностью перевести иностранную компанию в Россию — помимо смены налогового резидентства сменить личный закон (страну регистрации).
Согласно предложенным Минфином условиям, претендовать на льготу смогут все МХК в САР, пояснила РБК Кузнецова. По ее словам, после пересмотра налоговых соглашений с «транзитными» странами «переезд» в САР станет альтернативой для компаний, которые хотят сохранить возможность платить дивиденды за рубеж со ставкой 5%.
Минфин в законопроекте предлагает распространить льготную ставку 5% на прибыль уже с 2020 года. Процесс пересмотра налоговых соглашений идет стремительно, поэтому нужны компенсационные меры, отмечает старший менеджер группы по оказанию услуг в области международного налогообложения КПМГ Иван Насонов.
Для пополнения бюджета Россия отменяет налоговые льготы, которые делают более выгодным вывод капитала. Поднять налоги на дивиденды и проценты по займам до 15% согласились Кипр, Мальта и Люксембург; Нидерланды рассматривают уведомление. Российское правительство также предложило поднять налоги на вывод капитала в Швейцарию и Гонконг.
Только от повышения налогов на выплаты на Кипр, одну из самых популярных юрисдикций у российского бизнеса, Минфин рассчитывает дополнительно получить в бюджет 130–150 млрд руб. в год. Кроме того, министерство намерено закрыть возможности для «сквозного подхода» — популярного инструмента для выплат за рубеж с пониженной ставкой, в том числе 0%.
По информации на середину июля, в САР зарегистрированы 30 компаний и один фонд. Минэкономразвития рассчитывает, что число резидентов возрастет до 40 к концу года. Среди резидентов САР пока почти нет совместных предприятий с иностранными инвесторами, у большинства российские бенефициары, сообщила ранее РБК партнер PwC Галина Науменко.
Зарубежные филиалы освободят от налогов
Законопроект также предлагает освободить от налогов в России зарубежные филиалы международных компаний при условии, что филиал должен быть активным обособленным подразделением и на его долю должно приходиться не более 20% всех доходов МХК. Кроме того, не менее 90% доходов МХК от деятельности такого филиала должно приносить участие в реализации соглашений о разделе продукции, концессионных и лицензионных соглашениях и т.п.
Сейчас доходы иностранного филиала включаются в налоговую базу головной компании в России, хотя во многих странах прибыль таких филиалов может быть освобождена от налогообложения, пояснила Кузнецова.
Если льгота по дивидендам интересна многим компаниям, то освобождение от налогов филиалов — более узкому кругу, отмечает эксперт. Льгота может быть полезна нефтегазовым и горнодобывающим компаниям, у которых есть проекты по добыче полезных ископаемых за рубежом, которые часто могут реализовываться через иностранные филиалы.
Благодаря этой льготе переезд в САР станет выгоден не только холдингам, но также проектным и торговым компаниям в структурах крупных групп, которые имеют зарубежные филиалы, генерирующие доходы в странах присутствия, отмечает Насонов.
«Мало кто из российских групп ведет активную деятельность через филиалы за рубежом. Некоторые компании рассматривали возможность создания дистрибьюторской сети за рубежом через структуру с филиалами в разных странах, но в итоге все-таки выбрали структуру с отдельными юрлицами», — рассказала Кузнецова.
Как правило, при реализации проектов по добыче полезных ископаемых за рубежом используются компании в европейских странах, например на Кипре или в Нидерландах, которые, в свою очередь, могут создавать филиалы в странах размещения месторождений. Предлагаемые изменения позволят перевести подобные европейские и прочие компании в САР и уже оттуда открывать филиалы за рубежом, сохранив налоговую эффективность. Такая возможность позволит снизить затраты на содержание международных структур, а также негативный эффект от введения санкций при осуществлении деятельности за рубежом.
Благодаря расширению перечня льгот больше компаний будут рассматривать альтернативу «переезда» в САР. Но помимо налоговых существует множество других чувствительных юридических факторов, которые могут иметь иногда большее значение, чем сам по себе доступ к налоговым льготам, подчеркивает Насонов.
Режим САР не проходил проверку на соответствие налоговой практике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), также этот режим ожидает проверки международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров: «В случае претензий резиденты могут столкнуться с необходимостью перерегистрироваться в качестве обычных резидентов России или, возможно, покинуть страну».
Утвержденная правительством «дорожная карта» содержала и другие льготы. В частности, было предложено освободить резидентов САР от налогообложения валютных курсовых разниц; расширить список государств и территорий, из которых разрешен «переезд», на членов региональных групп, созданных по типу Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег; разрешить «транзитную» редомициляцию в два или более этапа, например из Нидерландов через Кипр. Но соответствующие законопроекты пока не опубликованы.
Подробнее на РБК