Страны Евросоюза, ведущие переговоры касательно того, как помочь восстановиться государствам-членам, сильнее всего пострадавшим от пандемии коронавируса, узнали, что теряют свыше 10 млрд долларов в год из-за корпоративного налога в Нидерландах
Организация Tax Justice Network настойчиво рекомендует ЕС прикрыть «налоговый оазис» на своей территории, предупреждая, что невозможно перестроить европейскую экономику при наличии «экономической лазейки».
В отчете Tax Justice Network анализируются данные американских компаний, которые задекларировали свои расходы и доходы в ЕС за 2016 и 2017 годы. Вместо того, чтобы декларировать доходы в тех странах ЕС, где они были получены, американские компании переводили миллиардные прибыли в Нидерланды (44 млрд долларов в 2017 году), где ставки корпоративного налога не превышают 5%. Такие действия позволили некоторым крупным американским компаниям значительно снизить налоговые обязательства в Евросоюзе. Самые большие суммы корпоративного налога потеряли 4 государства, которые сильнее всего пострадали от Covid-19: Франция (74 тыс случаев) потеряла 2,7 млрд долларов; Италия (132 тыс случаев) потеряла 1,5 млрд долларов; Германия (более 99 тыс заболевших) потеряла 1,5 млрд долларов; Испания (135 тыс заболевших) лишилась почти 1 млрд долларов.
Эти данные получены именно тогда, когда страны ЕС пытаются согласовать план восстановления. Позиция Нидерландов, которые наиболее активно выступают против мер, предложенных ЕС, подверглась жесткой критике — государство отказалось от идеи совместной выдачи средств в долг тем членам ЕС, которые пострадали от коронавируса. Нидерланды, которые согласно индексу корпоративной налоговой гавани (CTHI) за 2019 год занимают четвертое место в мире как государство, способствующее уклонению от уплаты корпоративного налога, предложили, чтобы страны ЕС сделали «безвозмездные» взносы в резервный фонд ЕС для оказания помощи экономически более слабым государствам-членам. Нидерланды заявили о готовности внести 1 млрд евро, который даже не компенсирует те 1,5 млрд долларов, которые Италия предположительно ежегодно недополучает в виде корпоративного налога из-за Нидерландов. Для сравнения 1,5 млрд — сумма в два раза больше той, которая необходима на содержание больницы Сан-Раффаэль, одной из самых больших в стране вместимостью до 1350 коек.
В отчете подчеркивается неэффективность голландской налоговой модели. Она обходится государствам-членам ЕС в 10 млрд долларов в год, хотя Нидерланды при этом дополнительно получают всего 2,2 млрд долларов в виде корпоративного налога. На каждом долларе, полученном Нидерландами из-за переноса прибыли американскими корпорациями, ЕС в целом теряет 4 доллара с корпоративного налога.
Американские фирмы получили в Нидерландах больше прибыли, чем в остальных государствах ЕС, за исключением Ирландии и Люксембурга. Однако, низкая налоговая ставка в Нидерландах и ее частое использование в качестве канала для перемещения прибыли в другие офшорные центры типа Бермудских островов, приводит к утечке богатства из Европы на офшорные банковские счета самых богатых корпораций и людей планеты.
В отчете рекомендуются три основные меры, которые ЕС может и должен предпринять, чтобы прекратить подобные налоговые практики. Во-первых, введение давно откладываемого единого налогообложения (общая консолидированная база корпоративного налога) лишит компании возможности разделять налогооблагаемую прибыль и хозяйственную деятельность, которая приводит к ее получению. Во-вторых, при минимальной ставке налога на доходы корпораций на уровне 25% или выше у компаний не будет возникать желания перераспределять прибыль; а налог на сверх-прибыль на уровне 50%-75% во время кризиса обеспечит, чтобы компании, получающие прибыль от пандемии, полностью делили ее с теми государствами, в которых они ее получают. И, в-третьих, введение системы публичной отчетности по странам обеспечит прозрачность как для международных компаний, так и для членов ЕС, и возможность учета повторяющегося перераспределения прибыли.
Алекс Кобхэм, исполнительный директор Tax Justice Network, сказал: «Пандемия коронавируса обнажила серьезные проблемы так называемой «налоговой конкуренции» между странами. Долгие годы Нидерланды провоцировали борьбу за снижение ставок, отдавая все больше богатства и власти самым крупным корпорациям и забирая их у медсестер и государственных служащих, которые сегодня рискуют своими жизнями по всей Европе.
Сегодня, как никогда ранее, европейские страны должны работать вместе и сделать благосостояние общества, а не интересы самых богатых корпораций своим приоритетом. ЕС не может перестроить европейскую экономику при наличии «экономической лазейки». Чтобы прекратить убытки, вызванные перераспределением прибыли в налоговые гавани типа Нидерландов, европейские правительства должны выработать единый подход, согласно которому корпорации будут платить налоги там, где фактически выполняется работа, а не там, где бухгалтеры скрывают их прибыли. Прибыль от налогообложения должна расти там, где ведется деятельность. То же касается и здравоохранения».