Почему программы получения гражданства в обмен на инвестиции сочли угрозой автоматическому обмену налоговой информацией
Во вторник, 16 октября, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) официально опубликовала список из 21 юрисдикции, которые предоставляют за инвестиции гражданство, резидентство или специальные визы.
Не дождавшись рекомендаций Европейской комиссии в отношении программ государств-членов ЕС по предоставлению гражданства или резидентства за инвестиции, ОЭСР как главный борец с уклонением от уплаты налогов и офшорами была вынуждена признать, что эффективному результату ее десятилетнего труда по созданию единого стандарта отчетности (CRS — Common Reporting Standard) и, наконец, ставшего реальностью технического решения для автоматического обмена может угрожать наличие у физических лиц нескольких гражданств или резидентств. Ведь дополнительный паспорт или резидентство позволяет налогоплательщику стать налоговым резидентом в удобной юрисдикции исключительно для целей банковского комплайенса и не уплачивать налоги у себя на родине.
ОЭСР считает, что именно получение гражданства или резидентства за инвестиции является основной угрозой для автоматического обмена, поскольку в отличие от процедур получения второго паспорта или вида на жительство в обычном порядке этот способ занимает куда меньше времени.
Вопрос о скорости и легкости получения гражданства или резидентства за инвестиции, конечно, дискуссионный, поскольку в ряде случаев государства при натурализации или получении вида на жительство в обычном порядке могут предъявлять более скромные требования. Что уж говорить о «награждении» гражданством в особом порядке выдающихся лиц, заработки или благосостояние которых могут быть на порядок выше, чем у желающих приобрести гражданство или резидентство по инвестиционной программе.
Когда иностранный паспорт уместен
ОЭСР признает, что чаще всего заинтересованные лица преследуют законные цели, например, кто-то желает начать бизнес в новом государстве своего постоянного пребывания, кто-то — расширить свои возможности по безвизовому передвижению, обеспечить лучшее образование своим детям. Наконец, многие желают переехать в страну с политической стабильностью.
Таким образом, если заинтересованное лицо действительно после получения гражданства или резидентства переезжает для постоянного проживания в государство его выдачи, утрачивая, например, налоговое резидентство России, то в таком случае ни о каком злоупотреблении речи идти и не может.
Многие зададут вопрос: а есть ли обязанность уведомлять об утрате статуса российского налогового резидентства компетентные органы? Ответ: нет. Но лучше сняться с постоянной регистрации по месту жительства в местном подразделении компетентного органа внутренних дел, который автоматически передаст информацию в налоговую инспекцию для снятия убывшего лица с налогового учета.
В более интересном положении оказываются люди, которые получают гражданство государства-члена ЕС, позволяющее свободно проживать, работать или вести иную экономическую деятельность в любой стране Евросоюза. В таком случае ситуация для банков с точки зрения определения налогового резидентства становится более сложной, и требуется уже отслеживать, где же конкретно такое лицо постоянно проживает.
Некоторые государства могут прямо в паспортах указывать место постоянного проживания, но это не всегда соответствует реальному положению вещей в связи с отсутствием внутри ЕС физических границ.
Претензии по сути
ОЭСР прямо говорит, что основным видом злоупотребления заинтересованными лицами своим новым гражданством или резидентством является выдача его за единственное место постоянного пребывания, исключающее иное налоговое резидентство, как правило, в высоконалоговых юрисдикциях, где они также могут проживать длительное время, достаточное для их признания налогоплательщиками со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Дело в том, что, согласно CRS, чтобы выявить страну налогового резидентства клиента банка (или иного финансового института) для автоматической передачи в нее информации о таком клиенте, сам заявитель должен честно сообщить банку в форме самосертификации, чей он налогоплательщик.
Так, предоставляя в нужный банк свой новый паспорт, новый сертификат или свидетельство о резидентстве, клиент, по мнению ОЭСР, может ввести финансовый институт в заблуждение относительно того, куда именно тот должен направлять имеющуюся у него налоговую информацию.
Особую озабоченность у ОЭСР вызывают государства и юрисдикции, которые предоставляют заинтересованным лицам возможность уплачивать личный подоходный налог или НДФЛ по ставке ниже 10%. Например, в Монако и ОАЭ вообще нет подоходного налога для физлиц. Также есть претензии к государствам, которые не требуют пребывать на своей территории по крайней мере 90 дней в календарном году для получения статуса местного налогового резидента. Подобный режим существует на Кипре для лиц, находящихся 60 дней в календарном году на острове, но при этом не пребывающим где-либо еще в конкретной стране более 183 дней.
Как решается проблема
Большинство банков уже сейчас оценивают у своих клиентов наличие постоянных адресов, включая правовое основание для их идентификации, а также наличие местных телефонных номеров страны, которую клиент указал в качестве налоговой юрисдикции.
Также банки могут принимать во внимание место совершения значительного числа операций своими клиентами, их частоту и место нахождения контрагента. Для оценки реальности нахождения конкретного лица в каком-либо определенном месте могут подойти данные о фактическом потреблении воды или электричества, счета за коммунальные услуги, а в некоторых государствах это могут быть публичные средства видеослежения, как, например, это возможно в Монако.
ОЭСР рекомендует банкам при наличии обоснованных подозрений задать четыре простых вопроса:
— получил ли клиент банка гражданство или резидентство за инвестиции?
— имеет ли клиент право на проживание в иных государствах?
— проживал ли клиент более 90 дней в другой стране в предшествующем году?
— в какой юрисдикции клиент сдавал свою налоговую декларацию в предыдущем году?
В этой связи стоит отметить, что, как правило, заинтересованные в приобретении гражданства за инвестиции люди стремятся именно к достижению законных целей, поэтому рекомендации, конечно, могут быть приняты на вооружение рядом банков, прежде всего в Швейцарии.
Известно, что по совету целого ряда известных российских юристов многие иностранные банки даже проверяют штампы о въездах и выездах с территории России у российских граждан, чтобы рассчитать свои риски для целей автоматического обмена. Более того, в практику входит запрос на предоставление ранее поданных в России налоговых деклараций физических лиц.