Вскоре Великобританией будет создан первый за все время публичный реестр, в который внесут бенефициаров офшорных компаний. Его введение, скорее всего, вызовет отток капиталов некоторых состоятельных инвесторов, однако масштабного изъятия денег из британских активов, видимо, не произойдет.
23 июля британский парламент вынес на рассмотрение новый законопроект, связанный с созданием такого публичного реестра. В нем иностранные организации должны будут указать своих бенефициаров, включая тех, которые являются фактическими собственниками недвижимости. Компании, которые попытаются скрыть данную информацию либо указать ложные сведения, могут быть оштрафованы. Также их владельцам будет грозить пятилетнее заключение в тюрьму за номинальное владение для отмывания денег.
В случае утверждения такого закона, реестр начнет функционировать в 2021 г. Сама Великобритания станет первым государством в мире, создавшим подобный юридический инструмент. Начиная с 2016 г., в этом государстве уже функционирует реестр лиц контролирующих компании (PSC), однако он распространяется только на британских юридических лиц.
Какие сведения будут занесены в новый реестр?
Информация, которая будет содержаться в новом реестре, коснется только тех юридических лиц, которые обладают активами на территории Великобритании, однако зарегистрированы в других государствах. Это существенная доля рынка. Как узнало в 2016 г. из «Панамского архива» издание Guardian, офшорные компании владеют британской недвижимостью на общую сумму в семь миллиардов фунтов. Общая сумма активов в офшорных зонах составляет сто семьдесят миллиардов фунтов. Тогда были названы такие «офшорные» владельцы, как бизнесмен из России Л. Федун (в то время он владел квартирой в фешенебельном One Hyde Park, рыночная стоимость которой составляла двадцать три миллиона фунтов), а также Герман Хан (ему принадлежало здание на Итон-сквер стоимостью в шестьдесят два миллиона фунтов).
Как показал опрос, чаще всего оформление недвижимости осуществляется на юридическое лицо, которое не ведет реального бизнеса. Такие организации называют пустышками или юридическими оболочками. Это, так называемые, shell companies. Данные организации официально разрешены, хотя их нередко используют для отмывания денег и уклонения от налогов. К примеру, используется следующая лазейка. При продаже недвижимости британские юридические лица на прирост капитала обязаны выплачивать налог по 28-процентной ставке, тогда как иностранные компании от этого налога освобождены. По сообщению Guardian, эта лазейка забирает из британской казны от пяти до восьми миллиардов фунтов стерлингов в год. Поэтому не удивительно, что около шестидесяти семи процентов объектов недвижимости Британии, которые принадлежат иностранным организациям, зарегистрированы в различных налоговых гаванях – на острове Мэн, на Британских Виргинских островах, а также Джерси и Гернси.
Каким образом нововведение отразится на рынке?
Проект закона о публичном реестре – это очередная мера, которая была предпринята правительством Великобритании для борьбы с коррупцией. В прошлом году в стране был принят закон, направленный на борьбу с финансовыми преступлениями. После его принятия правоохранительным органам страны стало проще выявлять финансовых преступников и конфисковывать те активы, которые были куплены на средства, связанные с криминалом.
При всем при этом, британский рынок недвижимости остается наиболее прозрачным в мире. Ожидается, что новый реестр сделает его еще более прозрачным. Как показал опрос IFF Research, этого мнения придерживаются примерно семьдесят два процента респондентов. Около пятидесяти опрошенных считают, что Великобритания останется надежной гаванью даже после создания вышеупомянутого реестра. А вот сорок один процент полагает, что в британскую недвижимость станут вкладывать деньги менее охотно, так как оптимизировать налоги компании, как раньше, уже не смогут. После начала использования реестра владеть британской недвижимостью анонимно станет чересчур рискованно как для номинальных, так и для фактических владельцев. Поэтому некоторые инвесторы, желающие скрывать свои средства, скорее всего, начнут размещать капиталы в других странах – например, в США или в некоторых государствах континентальной Европы. Сегодня все страны стремятся к прозрачности, поэтому многие из них постепенно начнут следовать примеру Великобритании в этом деле.