По итогам 2016 года владельцы контролируемых иностранных компаний впервые должны отчитаться о доходах и заплатить налоги в России (20% - юридические лица, 13% - физические лица). Однако к концу 2016 года Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) получила только 7,5 тыс уведомлений об участии в "контролируемых иностранных компаниях (КИК). По оценкам экспертов, это примерно треть всего количества российских владельцев офшорных капиталов.
В декабре этого года на съезде РСПП министр финансов России Антон Силуанов констатировал, что закон о деофшоризации сработал "не на полную катушку", несмотря на целый ряд принятых мер. "Будем считать, что это был первый этап, поэтому есть соображения на предмет дальнейшего продвижения и совершенствования действий", - заявил он. Эксперты согласны с тем, что работы правительству предстоит еще много.
Пока первым заметным следствием деофшоризации, по мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, стал заметно более высокий уровень долларизации, поскольку капиталы возвращаются преимущественно в виде валютных сбережений. Это означает, что значительная часть безналичных денег в банковской системе России сейчас приходится на доллары и другие иностранные валюты. На декабрь 2016 года этот показатель составляет порядка 26%.
Начиная два года назад программу по деофшоризации, правительство надеялось, что в результате бюджет будет получать дополнительно до 5 трлн рублей ежегодно. "70% реального сектора экономики России - в офшорах. С точки зрения экономической безопасности это уже предельная цифра", - заявлял председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Сергей Рябухин. Возвращение капиталов должно было поддержать экономику при неблагоприятной цене барреля нефти на мировом рынке.
С 2016 года доля участия физического или юридического "контролирующего лица" в контролируемой иностранной компании, обязанного представлять в налоговые органы уведомления о своем участии, а также о самих иностранных компаниях, составляет более 25%, совместная с супругой или супругом доля - более 50%. В случае не предоставления сведений установлен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс рублей.
Однако увеличение сроков декларационной компании по КИК и амнистии капиталов, как становится ясно по итогам уходящего года, не смогло оказать значительного влияния на возвращение капиталов в Россию.
Бизнес оказался намного более инертным, чем ожидало правительство. "Я могу предположить, что государство рассчитывало на более ощутимую реакцию бизнеса и существенный возврат капитала и операций из-за рубежа в Россию. - говорит руководитель практики налоговых и юридических услуг, партнер Ernst & Young Марина Белякова. - Однако для этого потребуется введение дополнительных мотивирующих мер. В том числе, дальнейшая либерализация российского холдингового режима и повышение предсказуемости и надежности законодательной системы".
Кроме того, желающие воспользоваться предложением правительства об амнистии капиталов столкнулись с проблемами при реализации установленных процедур декларирования собственности и двусмысленностью формулировок в принятых законах. По мнению Беляковой, причиной этому стала спешка - меры по деофшоризации внедрялись "очень стремительными темпами".
"Да, офшорная амнистия продлялась государством дополнительно на полгода, но в ней оставалось множество недоработок, которые многим помешали воспользоваться этой льготой, - соглашается ведущий юрист "Пепеляев Групп" Петр Попов. - Например, закрытый перечень видов активов, которые можно декларировать, или двусмысленный текст закона, исходя из которого не было понятно, распространяется ли амнистия на юридические лиц, которые контролирует декларант.
Остаются противоречия и в правилах выкупа активов у контролируемой иностранной компании с целью возврата в Россию, отмечает он. "Два пункта закона предусматривают, что переоценка активов и их продажа для целей возврата в Россию не облагается налогом, но есть третий пункт, который требует учесть переоценку при продаже активов и странное условие, которое обязывает продавать активы или по исторической, или по рыночной цене. Таких двусмысленных ситуаций довольно много", - уточняет Попов.
Помимо доработки собственного законодательства, дополнительные трудности создает необходимость соответствовать ужесточающимся требованиям мирового сообщества в борьбе с уходом от налогов через офшоры. С начала 90-х годов действуют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР. ФНС будет получать из других стран информацию о российских резидентах.
В 2013 году по просьбе G20 был принят Base Erosion and Profit Shifting (BEPS) - план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. "В ближайшие годы в рамках реализации плана BEPS ожидается введение новых требований подачи международными группами видов отчетности, которая позволит налоговым органам более эффективно выявлять агрессивные схемы налогового планирования. - отмечает Белякова. - Также не исключен пересмотр международных налоговых соглашений РФ для недопущения ситуаций «двойного неналогообложения»".
В то же время, эксперты считают, что пока рано говорить об итогах деофшоризации - мало убедить компанию "выйти из тени", нужно также дать ей возможность добросовестно заплатить налоги. Они ожидают, что в ближайшем будущем правительство не только продолжит работу над доработкой мер, призванных стимулировать возвращение капиталов в Россию, но и даст дополнительные разъяснения по налоговым процедурам с учетом специфики ряда отраслей и категорий налогоплательщиков. По мнению Орловой, большая часть тех, кто хотел вернуть капиталы в Россию, уже это сделали, и в следующем году заметных движений денежных средств между российскими и зарубежными счетами не ожидается. Теперь главная задача - это создание налоговой и законодательной среды, в которой бизнес сможет чувствовать себя уверенно и безопасно.
Закон о деофшоризации, инициированный президентом Владимиром Путиным, был принят в 2015 году. Владельцев зарубежных активов обязали декларировать собственность и платить налоги с полученной прибыли даже в том случае, если она получена в другой стране.
В апреле 2016 года мировые СМИ опубликовали результаты расследования, основанные на «панамском архиве», который содержит миллионы документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca. В документах оказались сведения об офшорных схемах по уходу от налогов и отмыванию денег, к которым причастны многие известные бизнесмены и политические деятели, в том числе бывшие и действующие главы государств. Так называемый "Панамагейт" открыл данные о бенефициарах тысяч офшоров. Однако в распоряжении у владельцев капиталов по-прежнему остаются способы скрывать свои активы.