Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) опубликовала свежий отчет по результатам оценки соответствующих мер в Сингапуре.
По итогам оценки FATF считает, что, несмотря на наличие адекватного регулирования для предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма, Сингапуру следует принимать более агрессивные меры в сложных трансграничных случаях легализации незаконных денежных средств.
Судя по отчету, FATF оценивает юрисдикцию положительно и признает, что Сингапур разумно воспринимает риски легализации незаконных денежных средств и принимает меры по их снижению, но кое-какие пробелы все же остаются. Отчет говорит, что правоприменяющие органы должны чаще пользоваться полномочиями по конфискации средств и активов, связанных с преступной деятельностью. Также следует поработать над антиотмывочным регулированием в сфере торговли драгоценными камнями и металлами.
Отчет не упоминает расследование в отношении малазийского фонда 1MDB, поскольку информация по нему не была предоставлена FATF в силу того, что расследование все еще продолжается не только в Сингапуре, но и других странах.
Размер финансовой индустрии Сингапура (особенно частный банкинг и управление активами) и его статус международного финансового центра повышает уязвимость страны в контексте отмывания денег и финансирования терроризма. Более 75% средств, которыми управляют из Сингапура, поступили из зарубежных стран (в основном Азиатско-Тихоокеанского региона). Предыдущую оценку Сингапура FATF провела в 2008 году. В 2012 году Сингапур значительно усилил антиомывочное регулирование и продолжает планомерно ужесточать соответствующие меры.
На днях Кредитно-денежное управление Сингапура (MAS) отреагировало на отчет FATF официальным заявлением: возможности правоприменяющих органов страны по выявлению и расследованию случаев отмывания денежных средств сложной трансграничной природы будут усилены. Органы финансовой разведки прибегнут к более тщательному анализу данных для борьбы с прогоном сомнительных средств через Сингапур.
В течение трех последних лет MAS наложил финансовые взыскания на 27 финансовых организаций за недостаточные меры контроля в отношении сомнительных операций. Многочисленные выездные проверки также привели к смене руководства в финансовых организациях разных размеров. Последние меры, принятые MAS, не были включены в оценку FATF, поскольку оценка производилась в отношении мер, принятых до 2015 года включительно.
Для устранения пробелов, упомянутых FATF в отчете, Сингапур в том числе увеличит прозрачность информации о бенефициарных владельцах компаний и повысит стандарты оценки бизнеса и некоммерческих организаций на предмет отмывания денежных средств и финансирования терроризма. 30 сентября глава двух министерств Сингапура (юстиции и финансов), г-жа Индрани Раджа, заявила о грядущих изменениях в корпоративное законодательство страны, которые введут обязанность для компаний и партнерств с ограниченной отвествтенностью получать и хранить информацию о своих бенефициарных владельцах. Речь не идет о таком шаге, как публичный реестр бенефициаров: компании и партнерства будут обязаны предоставлять информацию только государственным органам по их запросу.
Министерство финансов Сингапура и Управление бухгалтерского учёта и корпоративного регулирования (ACRA) уже работают над предложением соответствующих изменений. Ключевым вопросом введения таких изменений будет практическая возможность их имплементации компаниями и партнерствами, поскольку Сингапур хочет сохранить разумный баланс между устойчивостью своего правового режима и соответствия современным международным стандартам. Публичное обсуждение изменений будет проведено до конца этого года.
Незамедлительная реакция Сингапура на последние рекомендации FATF по результатам оценки юрисдикции означает, что финансовым организациям и провайдерам корпоративных услуг в Сингапуре, а также их клиентам (особенно иностранным) стоит подготовиться к еще большему ужесточению проверки законности происхождения средств и операций в течение ближайших лет.