Экономический прогноз: середина октября 2019 года

Очередная «порция» прогнозного пессимизма от Всемирного банка,
представленная 8 октября, в общем не удивила. Замедление ожидается во
всех сегментах глобального хозяйства и, прежде всего, в международной
торговле.

Напомним, ее максимальный спад, по данным ВБ, наблюдался в
кризисном 2009 году – 10,1%. В 2010-ом последовал отскок и объем торговли
вырос на 11,4%. Далее последовал более скромный рост, причем
минимальным он был в 2016 году, составив 2,7%. В июне текущего года
предполагался темп-2019 в 2,6%, однако теперь главный международный
институт развития понизил его 1 п.п. до 1,5%.

 

При этом Всемирный банк предупреждает: рост мировой торговли
товарами и производственная активность уже существенно замедлились, и
«предварительные оценки, которые учитывают последние данные, говорят о
том, что рост может снизиться еще сильнее». Как видим, возможные торгово-

политические компромиссы США и Китая не повлияли на оценку экспертами
текущей ситуации. Да и вряд ли могли бы, поскольку перспективы разрядки
в экономических отношениях конфликтующих сторон по-прежнему
вызывают вопросы.

 

По сообщениям мировых СМИ 11 октября, что позднее подтвердили
официальные представители обеих стран, в ходе очередного (уже 13-го)
раунда переговоров американская сторона согласилась отказаться от
повышения пошлин на китайские товары стоимостью $250 млрд с 25% до
30%, которое было запланировано на 15 октября. В обмен на это Китай, на
первой фазе реализации договоренностей, в частности, согласился покупать у
США больше сельхозпродукции. Но точку в торгово-политическом
конфликте ставить, видимо, пока преждевременно. Необходимо еще найти
консенсус в таких сферах, как защита интеллектуальной собственности,
обменные курсы валют, финансовые услуги, расширение торгового
сотрудничества, передача технологий, урегулирование споров. И это,
видимо, будет сделать непросто. Так, уже 12 октября торговый
представитель США Роберт Лайтхайзер сообщил, что китайская
телекоммуникационная корпорация Huawei не является частью торгового
соглашения между США и КНР, а оно должно быть подписано в течение
пяти недель. Причем, по словам Лайтхайзера, сделка потребует от Китая
внесения структурных изменений, которые позволят увеличить поток
американской сельскохозяйственной продукции. Не случайно в официальном
сообщении заместителя премьера Госсовета КНР Лю Хэ отмечается:
«стороны договорились о последующих консультациях и совместной работе
в направлении достижения окончательного соглашения».

 

Между тем, по оценке МВФ, совокупный эффект торговых конфликтов
может означать для pax economica потерю примерно $700 млрд в 2020 году –
около 0,8% ВВП мира в целом – это примерно сопоставимо с объемом
экономики такой страны как Швейцария. Такой взгляд разделяют и во
Всемирном банке, где наиболее существенным следствием долговременного
отсутствия решения торговой проблемы считают разрывание цепочек
добавленной стоимости, на которые приходится минимум половина оборота
международной торговли.

 

Сменившая на посту директора-распорядителя Международного
валютного фонда Кристин Лагард, Кристалина Георгиева в своем первом
публичном выступлении в новой должности 8 октября констатировала:
«Мировая экономика сейчас испытывает синхронное замедление роста». В
текущем году, как ожидается, оно захватит 90% национальных хозяйств, а
темп мирового ВВП окажется «на самом низком уровне с начала
десятилетия». В Фонде также предупреждают, что в случае серьезного
мирового спада вероятные дефолты по корпоративным долгам могут
достигнуть $19 трлн (40% совокупного долга в восьми ведущих экономиках).

 

Публикация обновленного прогноза МВФ анонсирована на 15 октября.
Скорее всего, цифры окажутся близкими к версии Всемирного банка,

умерившего свои ожидания по темпам мирового ВВП-2019 на 0,1 п.п. до
2,5%. Для США оценка уменьшена с июньской в 2,5% до 2,3%, для зоны евро
– с 1,1% до 1,2%, для Китая – с 6,2% до 6,1%.

 

В очередной раз снижен прогноз-2019 для России – до 1% с
предполагавшихся в июне 1,2%, а в январе и вовсе 1,5%. Примечательно, что
другие (официальные и экспертные) оценки укладываются в интервал 0,9-
1,3%, то есть в среднем около того же одного процента. Причем, по мнению
большинства финаналитиков, отклонения в обе стороны весьма реалистичны.
В 2020-ом, считают в World Bank, темп ускорится до 1,7%, что соответствует
прогнозу Минэкономразвития на будущий год. Но прогноз Всемирного банка
на 2021 год остался неизменен — 1,8%, тогда как МЭР нацеливается на
ускорение до 3,1%.

 

Между тем, и официальные прогнозисты, и эксперты все больше
надежд возлагают на исполнение национальных проектов, способных дать
импульс ускорению. Согласно расчетам аналитиков Газпромбанка, их
реализация в течение 2019–2021 годов добавит экономическому росту
России порядка 1,6 п.п. Но продвижение к их полноценному запуску пока
идет с трудом, хотя и наметились подвижки.

 

Как стало известно в ходе совещания (8 октября) у премьера Дмитрия
Медведева о дополнительных мерах по ускорению экономического роста,
МЭР поручено подготовить пакет компактных решений, содержащих
конкретные шаги по улучшению делового климата, снижению
административной нагрузки, развитию конкуренции. Как подчеркнул
премьер, речь идет и о долгосрочных тарифных предложениях, и о системе
гарантий для участия в долгосрочных инвестиционных проектах, и о
закреплении ответственности за исполнение принятых решений. Отмечено
также, что разрабатываемые стимулирующие меры не должны стать
дубликатом нацпроектов и госпрограмм. Но, к сожалению, пока их контуры
не просматриваются.

 

10 октября кабмин одобрил основные подходы к законопроекту о
поощрении и защите капиталовложений. Для всех норм, непосредственно
влияющих на инвестиционную окупаемость проектов, предлагается
обеспечить стабильность, неприменение в течение трёх лет после их
введения новых положений, ухудшающих условия ведения бизнеса.
Предусмотрено также заключение специальных соглашений с бизнесами,
объем инвестиций которых будет составлять от 1,5 млрд рублей. По замыслу
разработчиков законопроекта, эти соглашения будут гарантией для
неизменности отдельных налогов, законодательства в области технического
регулирования, градостроительного регулирования и т.п. Вместе с тем,
детали гарантий государства все еще остаются непроясненными (состав
обязательств, кто несет ответственность, выступая на стороне государства,
предполагается ли принцип «одного окна» и т.п.). Альтернативный проект
закона, подготовленный вице-премьером Дмитрием Козаком, на заседании
правительства не рассматривался. Его интеграция с версией Минфина,

видимо, будет проходить в рабочем порядке в течение ближайших двух
недель – времени, отведенного для доработки законопроекта для внесения
его в Государственную Думу.

 

Цифры, характеризующие слабость глобальной макродинамики, будут
уточняться еще не раз. Тем не менее, наблюдаемые тренды уже стали
вызовом для экономической политики. В РФ при консенсус-прогнозе роста-
2019 около 1% поиск ответа фокусируется на мерах по ускорению темпов
ВВП, которые должны дать контрциклический результат уже в 2020 году.
Однако многократные декларации принципов регулятивных действий пока
явно опережают проработку деталей, формирующих мотивации к усилению
деловой активности. В то же время, ЦБ РФ, имея возможность еще в
текущем году снизить свою ключевую ставку 25 б.п. даже дважды, в первой
половине 2020-го, скорее всего, будет вынужден притормозить монетарное
смягчение в ожидании – как сработают стимулы росту на стороне
налогово-бюджетной политики и структурных мер.

Контакты офисов West Union
Оставить заявку