Экономический прогноз: начало сентября 2019

В конце лета МЭР по традиции представило обновленный вариант
прогноза социально-экономического развития РФ до 2024 года. Ожидания по
темпам ВВП-2019 в 1,3% и промвыпуска в 2,3% оставлены без изменений, но
при этом правительственные прогнозисты умерили размерность всех других
слагаемых роста, особенно в части показателей социальной сферы.

Так, оценка увеличения реальных располагаемых доходов населения в
текущем году снижена в десять раз – до 0,1% против 1,0% в апрельском
варианте. В 2020-ом предполагается ускорение темпов до 1,5%, чему будет
способствовать эффект низкой базы-2019. Прогноз на дальнейшую
перспективу остался без изменений: в 2021 году - 2,2%, 2022 году - 2,3%,
2023 году - 2,3%, 2024 году - 2,4%. По росту оборота розничной торговли
прогноз понижен: в 2019 году до 1,3% с 1,6%, на 2020 год – до 0,6% с 2,1%.
Далее предполагается ускорение, но темпами ниже ожидавшихся ранее: в
2021-ом – 2,2% (2,5%), в 2022-ом – 2,5% (2,6%), в 2023-ем – 2,6% (2,7%), в
2024 году – 2,7% (2,8%).


Локомотивом общеэкономического роста «назначено» стать
инвестициям. По версии МЭР, на треке до 2024 года на их долю будет
приходиться 7,3 п.п. из 8,6 п.п. подушевого прироста ВВП. Но на текущий

год оценка темпов капвложений снижена с 3,1% до 2,0%. Опубликованные
на минувшей неделе данные Росстата не дают оснований усомниться в
справедливости такой корректировки. Августовский индекс
предпринимательской уверенности в добыче и обработке в сравнении с
июлем потерял по 1 п.п., опустившись до 0% и минус 2% соответственно.
Показатели упали впервые с декабря прошлого года. Прибыль предприятий в
первом полугодии выросла на 23,2% (до 8 трлн 049,5 млрд рублей).
Примечательно, однако, что в июне год к году она сократилась на 18,3%
после уменьшения на 3,6% в мае и скачка вверх в 1,6 раза в апреле.
Потенциал частных инвестиций, таким образом показывает тренд к
ослаблению.


Между тем, стартом для последующего ускорения должен стать 2020-й.
На прогнозном треке темп капвложений, по версии МЭР, опередит
общеэкономический в полтора раза, а в будущем году вообще почти втрое –
рост ВВП на 1,7%, инвестиций – на 5,0%). В 2021-2024 годах ускорится до
3,1-3,3%, инвестиции же выйдут на 6,5% в 2021 году и будут удерживаться
дальше на уровне не ниже 5,3% (в 2024-ом).
Понятно, что для такого всплеска капвложений, а тем более его
устойчивого характера в течение ближайших пяти лет, в наличии должна
быть соответствующая стимулирующая институционально-регулятивная
среда, создаваемая структурными реформами и обеспечивающая в том числе
эффективную реализацию нацпроектов. В прогнозе МЭР об этом сказано
немало.


Так, по версии самих же официальных прогнозистов, безусловное
исполнение неотложных регулятивных мер в рамках структурной повестки
способно повысить потенциальный рост в 2020-2024 годах на 1,2-1,7 п.п. – в
среднем ежегодно на 1,5 п.п., то есть, как минимум обеспечить половину от
ожидаемых 3,1-3,3%.


Большая часть экспертов, однако, главные риски сбываемости прогноза
МЭР усматривает в малопродуктивных (по меньшей мере до сих пор)
усилиях правительства по реализации значительного числа инвестпроектов с
госучастием и в целом по трансформации делового климата на основе мер
структурной политики. Справедливости ради напомним, что в базовый
сценарий МЭР на сей раз вписаны «Дополнительные меры по повышению
потенциала экономического роста».

План действий на сей счет в ближайшее время будет рассмотрен в
правительстве. В нем предполагается восемь основных разделов: улучшение
инвестиционного климата; повышение эффективности функционирования
рынка труда; повышение эффективности функционирования
государственного и квазигосударственного секторов; технологическое
развитие; расширение несырьевого неэнергетического экспорта и
встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости; развитие
конкуренции; создание источников финансирования инвестпроектов внутри
экономики; модернизация системы госуправления.

 

Но их содержание пока (?) в основном складывается из назывных
положений-предложений, которые в последние три года неизменно
записывались в так называемые «целевые сценарии», предполагающие
проведение структурных реформ. Теперь все эти меры вписаны в
базовый «сценарий», становясь тем самым обязательными условиями
достижения прогнозных ориентиров. Факт, несомненно, позитивный. Но
заявления о «регулятивных намерениях», к сожалению, вызывают
знакомые ощущения дежа вю вместе с закономерными вопросами –
почему на сей раз замыслы должны воплотиться в реальные
результаты? Риск рецессии, между тем, как раз и измеряется
содержательностью ответа. Его убедительность будет зависеть и от
уточнений ряда прогнозных оценок, и от более глубокой и детальной
систематизации «дополнительных мер».

Контакты офисов West Union
Оставить заявку