Экономический прогноз:
середина лета 2019

К середине лета у экспертов и участников рынков, похоже, сложился консенсус по поводу перспектив российского ВВП-2019 – рост около 1%.

Разброс оговорок здесь невелик – от 0,8-1,0% до «экономика по итогам года
не окажется ниже 1%, но и не сильно превысит этот уровень». Глава счетной
палаты Алексей Кудрин, выступая 10 июля в Совете Федерации на
обсуждении поправок в бюджет-2019, также выразил уверенность в том, что
при слабом внутреннем спросе официальные прогнозы по темпам ВВП
(1,3%) и реальным располагаемым доходам населения (около 1%) остаются
«пока в зоне риска».
В то же время, помощник Президента РФ Андрей Белоусов
демонстрирует осторожный оптимизм. Напомним, по оценке
Минэкономразвития, рост ВВП РФ в мае замедлился до 0,2% в годовом
выражении с 1,7% в апреле. За первые пять месяцев 2019 года, по расчетам
министерства, он увеличился на 0,7%. Теперь Андрей Белоусов полагает, что
по итогам перового полугодия рост «после досчетов» может составить около
1%, а к концу года темп разгонится выше 1,3%.
Поможет, прежде всего, смягчение денежно-кредитной политики ЦБ
РФ, вследствие чего бизнесы смогут нормально формировать оборотный
капитал и наращивать материальные запасы, ориентируясь на будущий
спрос. Несколько подрастет и экспорт на повышении оптимизма в
глобальной экономике, подпитываемом монетарными стимулами ведущих
центробанков. Между тем, на глобальных рынках градус неопределенности
повышается, а не снижается, хотя и растет уверенность в новых монетарных
смягчениях.
11 июля были опубликованы протоколы июньского заседания ЕЦБ.
Наблюдатели обратили внимание на констатацию в них «широкого
консенсуса», что «в свете повышенной неопределенности, которая, вероятно,

будет сохраняться в будущем регулятор должен быть готов к дальнейшему
смягчению денежно-кредитной политики путем корректировки всех своих
инструментов». Речь идет, прежде всего, о понижении процентных ставок и
новых покупках облигаций. Вероятность этого уже в ближайшее время
усиливается на фоне очередной корректировки прогнозов Еврокомиссии. На
2019 год оценка роста ВВП оставлена без изменений – 1,2%, на 2020-й
уменьшена с 1,5% до 1,4%. ВВП Германии, как ожидается, вырастет в 2019
году на 0,5%, в 2020-ом – на 1,4%, Франции – на 1,3% и 1,4%, Италии – на
0,1% и 0,7%. Но 2018 году темпы роста в этих странах (1,4%, 1,7% и 0,9%
соответственно) были либо на том же уровне, либо превышали его. То есть, о
значимом ускорении даже при смягчении ДКП речи не идет.
Знаковым событием для мировой экономики стали выступления (10 и
11 июля) в обеих палатах Конгресса США главы Федерального резерва
Джерома Пауэлла. Его полугодовой доклад о денежно-кредитной политике и
оценка ситуации в глобальном хозяйстве существенно укрепили ожидания
финрынков относительно снижения базовой ставки на заседании ФРС 30-31
июля. Вероятность решения, согласно динамике фьючерсных контрактов,
превышает 90%. Фондовые индексы и нефтекотировки пошли вверх, доллар
– вниз.
Вместе с тем, практически ни один из отчетов финаналитиков на
прошлой неделе не обошелся без прямой цитаты из Джерома Пауэлла:
«Наиболее важным для меня является то, что неопределенность в отношении
глобального роста и торговых отношений продолжает сказываться на
перспективах экономики США». Действительно, глобальный индекс PMI
обрабатывающих отраслей находится на минимуме с 2012 года, индекс
опережающих индикаторов ОЭСР – на самом низком уровне за десятилетие,
краткосрочный прогноз (по модели самой ФРС) ВВП Штатов в третьем
квартале не превышает 1,7%. При сильной статистике рынка труда (в июне
число новых рабочих мест превысило 240 тыс) темпы роста средней
зарплаты стали сокращаться, продолжительность рабочей недели не
увеличивается, но растет количество занятых по совместительству. В самой
ФРС отмечают (во многом вследствие предыдущих раундов количественных
смягчений) размывание прежней взаимозависимости между уровнем
безработицы и инфляцией – «кривая Филлипса» просматривается с большим
трудом.

Так что, краткосрочная передышка не снимает озабоченностей по
поводу среднесрочных перспектив. Аналитики отмечают: в 1995 и 1998 годах
ФРС США несколько раз понижала ставку на 25 б.п., страхуя экономику от
растущих рисков рецессии, реализацию которых в итоге удавалось сдвинуть
во времени. В 2001 и 2007 годах при явных признаках слабости экономики
центральные банкиры опускали federal fund rate на 50 б.п. И в том, и в другом
случаях рецессия начиналась через несколько месяцев после первого
снижения ставки. Понятно, что с учетом такого исторического опыта

июльское решение Федрезерва будет рассматриваться как важный критерий
того, в какой точке находится текущий экономический цикл.
Эксперты обращают внимание и на то, что на фоне сигналов ФРС о
готовности «смягчиться», ход торговых переговоров США и Китая все чаще
начинает спотыкаться о нетерпеливые твитты Дональда Трампа, либо о
подчеркнутую неторопливость властей КНР. Отсюда и общий вывод –
прорыва к «торговой сделке века» в ближайшее время ждать не стоит. Для
одних стимулы ФРС способны перекрыть ущерб от повышенных тарифов,
для других сам эффект вероятного монетарного смягчения – признание
уязвимости американской экономики.
Это прямо касается и РФ. Вкупе с корректировками прогнозов
курса рубля1 более умеренно выглядят ожидания вклада чистого
экспорта в рост ВВП. При этом объявленное продолжение цикла
монетарного смягчения ЦБ РФ усиливает запрос на активные действия
правительства по улучшению инвестклимата. Опросы бизнеса, между
тем, прямо указывают: «погодные условия» ухудшаются, оставаясь
главным антистимулом деловой активности. Так, 71% опрошенных
ВЦИОМ2 предпринимателей оценивают условия ведения бизнеса в
стране как неблагоприятные и более половины (51%) скептично
настроены в отношении будущего и в пятилетней перспективе не
ожидают сдвигов к лучшему. На возрастающий запрос бизнеса по
улучшению инвестклимата кабмин и законодатели отвечают пока (?)
тактикой «малых шагов», в числе которых предложения по
либерализации внешнеторговых расчетов, расширение возможностей
использования инвестиционной льготы по налогу на прибыль, работа
над предложениями по применению «регуляторной гильотины» в
рамках реформы контрольно-надзорной деятельности и т.п. Но многие
из ранее объявленных системных инициатив, например, установление
правил заключения и гарантий исполнения соглашений о защите и
поощрении капиталовложений, по-прежнему остаются в «зависшем»
состоянии. Сопряжены с вопросами и надежды на госрасходное
ускорение экономики. Так что при всей важности обсуждаемых мер
качественного улучшения инвестклимата, судя по результатам опросов
бизнеса, не происходит. Ускорение же продвижения к потеплению
деловой среды может оказаться возможным только по пути следования
структурной повестки.

Контакты офисов West Union
Оставить заявку