Экономический прогноз: вторая половина июня 2019

Рубль на минувшей неделе продемонстрировал способность к стремительному укреплению. Если в конце мая он торговался по 65,43 руб./$ при котировках нефти Brent в $65,35 за баррель, то 20 июня уже по 62,89 руб./$ при crude oil по $64,56. Поддержку российской валюте, несомненно, оказали действия ФРС США.

По итогам заседания 18-19 июня ставка по федеральным кредитам
оставлена без изменений в диапазоне 2,25-2,50% годовых, но при этом из
коммюнике комитета по открытым рынкам исчезла фраза о том, что
Федрезерв готов «проявить терпение» при принятии дальнейших решений
относительно будущих корректировок целевого диапазона federal funds rate.
Американсктй регулятор также заявил о готовности «действовать, как это
необходимо для поддержания расширения экономики». Согласно прогнозам
«точечных графиков» (dot plot), 8 из 17 членов FOMC ожидают снижения
ставки в 2019 году и девять - в 2020 году. При этом 7 из 17 участников
комитета по открытым рынкам ФРС теперь прогнозируют даже два
снижения ставки в этом году. Тем самым была запущена волна ажиотажных
покупок рисковых активов по всему миру. Предчувствия масштабного
снижения ставок ФРС стали усиливаться – трейдеры уже закладываются на
55 б.п. к концу текущего года и почти на 1% по итогам 2020-го.

 

Позитивный настрой инвесторов был простимулирован и надеждами,
возлагаемыми на саммит G20 в Осаке 28-29 июля – Дональд Трамп
анонсировал встречу с лидерами РФ и КНР, что укрепило ожидания хотя бы
временного компромисса в торговом противостоянии Штатов и Китая.
Вместе с тем, нет сомнений и в том, что договориться на взаимоприемлемых
основаниях не удастся, то все рисковые активы, в том числе и рубль, могут
испытать существенное давление.

 

Российская валюта при этом остается весьма чувствительной к
«санкционному навесу». Так, после сообщения агентства Bloomberg 21 июня4
об инициативе группы законодателей-демократов США за вмешательство в
американские выборы ввести санкции на суверенный долг РФ, а также
против российских банков и СПГ-проектов с участием государства, курс
рубля пошел вниз – в тот же день к 23:49 мск на Московской бирже
национальная валюта в паре с долларом с расчетами «завтра»
регистрировалась на отметке 63,02 руб./$.

 

Поэтому и не удивительна уверенность большинства прогнозистов:
постепенное ослабление российской валюты в ближайшее время несколько
более вероятно, чем его дальнейшее укрепление. Не случайно одобренные
Госдумой 18 июня в первом чтении одобрила поправки кабмина к бюджету-
2019 предусматривают коррекцию в низ от прежнего ориентира – с 63,9
рублей до 65,1 рублей за доллар США. При этом показатели инфляции,
инвестиций, цены нефти и роста ВВП оставлены прежними.

 

Прогнозы экспертов остаются весьма сдержанными – 0,7-1,2% при
условии включения серьезных стимулирующих мер. В правительстве,
признавая, что наблюдаемая макрокартина «не блещет» (за январь-май, по
оценке МЭР, экономика выросла лишь на 0,7% г/г), рассчитывают на
перелом ситуации во втором полугодии, что позволит добиться роста-2019 в
1,3% или даже выше.

 

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин после совещания по
развитию экономики (19 июня) через свой Instagram анонсировал 10
ключевых изменений по ускорению темпов экономического роста. Правда,
подробности пообещал лишь «через несколько месяцев». Сложился и
консенсус по поводу возможного ощутимого улучшения ситуации по мере
реализации реформы контрольной и надзорной деятельности (КНД). Но и
здесь пока больше вопросов, чем ощущений продвижения.

 

Напомним, первая версия проекта закона «О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»,
определяющего понятия предмета и объектов контроля, была принята
Госдумой в первом чтении 21 февраля 2018 года. Однако 16 мая 2019-го в
рамках IX Петербургского международного юридического форума была
представлена подготовленная Минэкономразвития новая версия. Тогда же
премьер Дмитрий Медведев анонсировал разработку «контрольнопроцессуального кодекса» (закона о госконтроле, который будет определять
круг лиц, уполномоченных на осуществление надзора, а также перечень и
порядок мероприятий, процедуры профилактики и т. д.). Создание
«надзорного кодекса» и ревизию отраслевых законов предполагалось
завершить к февралю 2020 года. Законопроект МЭР, описывающий
«процедурную» часть реформы, отодвигал ее реализацию к началу 2021-го.
Его обсуждение должно было завершиться 13 июня. Но на минувшей неделе
стало известно, что и этот вариант отозван. Выступая в Госдуме (18 июня),
вице-премьер, глава аппарата правительства Константин Чуйченко
анонсировал разработку в течение двух недель «третьего издания»
концепции реформы КНД. Создать же единый «надзорный кодекс», видимо,5
не получится, поскольку «у самих контрольно-надзорных органов нет
четкого понимания – сколько у них актов, регулирующих сферу контрольнонадзорной деятельности». Поэтому сформировать систему подзаконных
актов (9-10 тыс) планируется в течение 2020 года.

 

Делать «исчерпывающие» выводы по поводу содержания
предлагаемых изменений в реформе КНД явно преждевременно.
Сначала их требуется основательно изучить. Тем не менее, этот «зигзаг
законотворчества» вместе с «зависшим» пакетом правовых новаций для
проектных соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а
также предложений по декриминализации бизнеса, вызывают ощущение
«паузы» в усилиях правительства по созданию действительно
стимулирующей деловой среды. Не добавляет оптимизма и отсутствие
подробностей о планируемых инструментах «разогрева». В итоге попрежнему сохраняется дефицит предпринимательских мотиваций к
наращиванию инвестактивности и т.п., а, следовательно, не снижается и
риск того, что ожидаемые госрасходное ускорение роста может стать
быстропроходящим эпизодом.

Контакты офисов West Union
Оставить заявку