Для начала процедуры регистрации, необходимо определить какой тип лицензии вы планируете получить. Лицензии, выдаваемые офшорным банкам, подразделяют на различные категории: неограниченная генеральная лицензия, лицензия с ограничениями (запретом заниматься определёнными видами деятельности), лицензия с запретом обслуживания резидентов. Чаще всего банк начинает работу с получения лицензии низшего класса, а затем претендует на высшие категории финансово-кредитного учреждения.
Для регистрации офшорного банка West Union Group традиционно выделяет четыре наиболее удобные юрисдикции:
Однако данный список постоянно меняется. Некоторое время назад произошел бум регистрации банков на острове Науру. Это было связано с легкостью получения лицензии на острове и высокому уровню свободы, предоставляемому правительством острова. Однако, вскоре правительство США стало оказавать сильное давление на правительство Науру и вследствие этого были закрыты корреспондентские счета для большинства банков данной юрисдикции. Это привело к тому, что сейчас открыть банк в Науру практически невозможно.
Существует достаточно большой список юрисдикций, которые под давлением мирового сообщества в настоящее время практически полностью прекратили предоставление лицензий иностранным инвесторам для целей регистрации банка, к таким юрисдикциям, в частности, относится Черногория.
Каждый проект по регистрации офшорного банка уникален, требует больших временных и материальных затрат как со стороны компании-регитратора, так и клиента.
Ниже представлены юрисдикции, в которых на сегодняшний день существует возможность регистрации офшорного банка.
Доминика
Офшорный банк Доминики может осуществлять все виды легальных банковских операций известных в мире, с любыми иностранными компаниями и физическими лицами, включая IBC (International Business Companies) зарегистрированные в Доминике. При этом офшорный банк в Доминике полностью освобожден от налогообложения, за исключением ежегодной государственной пошлины за продление лицензии. Доминика является уважаемой офшорной банковской юрисдикцией, законодательство базируется на "The offshore Banking Act" 1996 года и "Offshore Banking (Amendment) Act" 1997. В Доминике, в отличии от многих других офшорных юрисдикций, не было ни одного финансового скандала.
Отличительной особенностью Доминики является уникальная возможность получить оншорно/ офшорную лицензию. В этом случае Вы сможете обслуживать как не резидентов, так и резидентов Доминики (около 75,000 населения, плюс туристы). В этом случае необходимо будет вести раздельный баланс, так как от дохода с операций с резидентами необходимо будет платить налог, но это дает серьезные преимущества для установления корреспонденстких отношений с крупными банками и быстрому получению разрешения на эммитирование собственных карточек Visa или MasterCard.
Порядок регистрации:
1. Процесс получения лицензии занимает от двух до 10 месяцев. Основные этапы:
- Представление бизнес-плана создаваемого банка с кратким описанием предстоящих операций.
- Регистрация местной компании-заявителя на банковскую лицензию.
- Выплата уставного капитала в размере не менее 1,000,000 USD
- Подача документов, подтверждающих финансовую и личную репутацию заявителя
- Описание деятельности заявителей в области международного бизнеса.
- Финансовые показатели дочерних компаний в течении трех лет, непосредственно предшествующих дате заявки, заверенные независимым аудитором.
- Подтвержденная аудитом чистая прибыль каждого из акционеров, партнеров или филиалов компании, подающих заявку на получение офшорной банковской лицензии.
- Организация представительского офиса в Доминике или регистрация головной компании.
- Утверждение назначенных министром двух лиц в качестве уполномоченных агентов.
- Заморозка в правительственных бондах 150,000 USD, на весь период работы банка.
2. Условия поддержания деятельности офшорного банка
- Произведение ежегодной, до 15 января, оплаты продления государственной банковской лицензии банковской деятельности , составляющей 8,000 USD (для оншорно/офшорного банка 20,000 USD);
3. Подача в правительство Доминики ежегодного аудита, заверенного местной или международной признаваемой аудиторской компанией
Сейшельские острова
Несмотря на то, что законодательство Сейшельских островов не ограничивает право физических лиц на регистрацию банковского учреждения, на практике, только действующий иностранный банк вправе подать запрос на получении офшорной банковской лицензии.
Процедура получения лицензии банка начинается с подачи в офшорное управление Центрального Банка островов заявления, в котором необходимо изложить причины, побудившие к выбору Сейшельских островов для ведения офшорных банковских операций, а также приложить следующую информацию:
- подробное описание целей деятельности офшорного банка, включая предполагаемые виды операций и источники доходов;
- ожидаемый баланс, а также планируемые прибыли и убытки на ближайшие два года;
- сведения об организационно-кадровой структуре и составе аппарата управления создаваемого предприятия;
- имена, адреса и квалификацию назначаемых аудиторов;
- название, адрес и список совета директоров (управляющих) головного банка;
- биографии акционеров, директоров, менеджеров и других старших служащих банка.
Заявление, как и остальная документация, должны быть составлены юристом, а подписаны как минимум двумя директорами головного банковского учреждения. Центральный Банк обязан дать ответ на ходатайство о выдаче лицензии в течение 90 дней либо со дня его подачи, либо с момента предоставления дополнительной информации, если таковая потребовалась.
Минимальный размер капитала сейшельского офшорного банка составляет 1 000 000 USD.
Кандидатура аудитора офшорного банка должна быть одобрена ЦБ Сейшел.
Багамские острова
Основать банк на Багамских островах чрезвычайно трудно, и шанс добиться успеха в этом деле есть только у финансовых учреждений, обладающих весьма высокой международной репутацией и которые в состоянии повысить престиж страны как финансового центра. Регистрация банка и выдача банковской лицензии на Багамах занимают до шести месяцев.
Учредителям необходимо подготовить долгосрочный проект финансовой деятельности создаваемого банка на ближайшие 3-5 лет, предъявить регистрационным органам независимые рекомендации, а также доказать наличие опыта банковской деятельности. Независимый аудитор должен подтвердить, что владельцы будущего банка обладают крупными денежными средствами, находящимися в их собственном распоряжении.
Минимальное число акционеров, которые должны быть финансово независимы друг от друга - 5. Акции между ними распределяют таким образом, что ни один из акционеров не вправе иметь преимущества при принятии решений банком.
Минимальный размер уставного капитала банка с генеральной лицензией составляет 1 000 000 USD, а минимальный капитал банка с ограниченной лицензией для обслуживания заранее определённого круга лиц –100 000 USD.
После того как банк зарегистрирован, уставный капитал может быть использован для кредитования, но выдача кредитов в полном размере уставного фонда только одному заёмщику - запрещена.
Ежегодный аудиторский отчёт о деятельности банка надлежит публиковать в официальной газете Багамских островов. Дополнительно власти вправе запрашивать информацию, касающуюся самого банка и его акционеров или бенефициарных владельцев.
На Багамах весьма щепетильно относятся к понятию банковской тайны.
Белиз
Обязательным условием регистрации банка на территории Белиза является подтверждение должной квалификации управляющего директора в международном банковском деле. Усилиями его команды должен быть составлен бизнес план, кратко описывающий цели учреждения банка и предстоящие операции. Помимо этого один из директоров банка должен быть резидентом Белиза. Презентация бизнес-плана осуществляется на первой встрече с представителями Центрального Банка Белиза.
После получения одобрения заявленной деятельности происходит назначение местного представителя учредителей банка для прохождения процедуры регистрации.
Процедура регистрации предполагает подачу в Центральный Банк Белиза следующих документов:
- Подробный бизнес-план
- Финансовые показатели в течении трех лет, непосредственно предшествующих дате заявки, заверенные независимым аудитором
- Балансовый отчет за три года
- Описание системы управления рисками банка
- Биографии, рекомендательные письма, резюме акционеров, директоров, менеджеров и других старших служащих банка
- Дополнительное документационное сопровождение, упрощающее процедуру одобрения заявки
Процедура рассмотрения заявки может занимать от шести до восемнадцати месяцев.
После одобрения заявки учредителям дается возможность организации банковской деятельности сроком на год в соответствии с условиями временной лицензии. По прошествии срока лицензия выдается на неограниченный срок. Офис банка в Белизе может управляться минимальным количеством персонала, управление деятельностью банка может осуществляться из представительств по всему миру. Учреждение банка возможно только юридическим лицом.
На территории Белиза существуют два типа лицензий:
1. Лицензия класса “A” дает банкам возможность производить любые международные транзакции без каких-либо ограничений.
- Ежегодная оплата поддержания данного вида лицензии составляет 25.000 USD
- Минимальный вклад в уставной капитал банка составляет 3.000.000USD
- В добавление к уставному каписталу необходимо размещение несгораемого депозита в размере 100.000USD в Центральном Банке Белиза
2. Лицензия класса “B” подходит для большой группы афилированных компаний в целях предоставления банковского сервиса членам группы.
- Ежегодная оплата поддержания лицензии класса “B” составляет 15.000USD
- Минимальный вклад в уставной капитал 1.000.000USD